9 февраля артисты Московского современного художественного театра (МСХТ), которые не могли вылететь из Шанхая, вернулись в Москву. Ранее стало известно, что труппа застряла в аэропорту Шанхая из-за «недоработки китайской стороны с документами». Артисты прибыли в аэропорт с чемоданами, декорациями и реквизитом, но в самолет не попали. Они боялись, что из-за китайского Нового года придется задержаться аж до 17 февраля, но вопрос с документами решился достаточно быстро.
Корреспондент MSK1.RU пообщалась с актрисой театра и кино, исполнительницей главной роли спектакля «Анна Каренина» Яниной Мелеховой. Янина поделилась с нами своими впечатлениями от поездки в Китай и рассказала, что артистам МСХТ пришлось еще пережить во время этих незабываемых приключений.
«Возникали трудности из-за дыма»
— В самом начале наших длительных гастролей мы находились в средней полосе Китая. Первые города, которые посетили, были абсолютно безлюдными. Мы вообще не понимали, где же миллионы китайцев.
Оказывается, они все находились на работе, — вспоминает актриса. — Мы даже переживали, кто же придет на наш спектакль. Но, тем не менее, в этих городах залы были заполнены битком, людей даже привозили на автобусах из ближайших пригородов.
Китай удивил труппу МСХТ. Поразили здания — в том числе сами театры, в которых артисты работали.
— Архитектура в Китае невероятная. Наша «Москва-Сити» выглядит каким-то детским садиком рядом с их большими и крутыми зданиями, — заявила Янина Мелехова. — Как их архитекторы придумывают и реализуют это, не представляю. Все театры, в которых мы бывали, имеют невероятные конфигурации, огромные сцены. И зрительные залы большие, и за кулисами мы наматывали километры.
Жители Китая, по мнению актрисы, любят русскую культуру: они очень внимательно смотрели «Анну Каренину», со слезами на глазах. Но у китайцев запрещено дарить цветы. А русским, которые приходили с букетами, не разрешали пройти к сцене, чтобы их презентовать. Поклонники были вынуждены ждать у служебного входа. И еще китайские зрители не аплодируют во время действия: только в конце и то дозированно. То есть, выходит герой, ему чуть-чуть хлопают и ждут следующего. У нас, как правило, зал скандирует стоя и долго.
Со слов Мелеховой, залы, где проходил показ спектакля «Анна Каренина», были огромные — по 1500–2000 мест, а актеры МСХТ работали без гарнитур. Это когда около рта нет микрофонов, а артисты находятся в пространстве сцены. Но звукорежиссеры работали отлично. Единственное — возникали трудности из-за большого количества дыма, находясь в котором Янине нужно было произносить сложные монологи, кричать, эмоционировать, плакать и смеяться.
— Хорошо, что я взяла с собой медицинские препараты, которые очень помогают сохранить связки. Они содержат исландский мох, — рассказывает актриса. — Но дым был всегда разный. В одном из городов, где мы играли два спектакля, у дыма был сильно неприятный химический состав и мои связки сказали: «Всё, стоп, хватит кричать». Пришлось обратиться к китайской медицине. Я купила себе местное лекарство на год вперед.
«Я нашла в аптеке специальное средство для голосовых связок. Оно гораздо лучше, чем наше. Помогло быстро. И я выдержала это испытание в 25 спектаклей»
«Вся труппа принимала антибиотики»
Янина Мелехова рассказала также, что из-за погодных условий практически все в труппе болели и принимали антибиотики. Труппа переезжала из города в город через день, везде была разная температура — в одном месте было плюс 18 градусов, в другом — минус 18. Это всё для здоровья, особенно для голоса, очень опасно.
— Когда я почувствовала, что тоже заболеваю, сразу приняла антибиотик. Зритель ведь не должен страдать, — сказала актриса. — Больше всего я боялась, опять же, за то, чтобы не потерять голос. Ненавижу, когда актера не слышно. Поэтому жестко контролировала сон и отдых. Любой недосып влияет на связки, и я старалась нигде не подцепить вирус и не простудиться. Были и профессиональные хитрости, которые помогают связкам. Ими делились артисты музыкальных театров. Я прибегала и к ним.
«На утро от большой физической и эмоциональной нагрузки у меня очень болело всё тело, будто сходила в спортзал»
«Никогда не было таких длительных гастролей»
Также Янина Мелехова поняла, что с такими огромными залами, помимо разминки речевого аппарата, надо делать гимнастику. Тем более, что для этих гастролей МСХТ усовершенствовал спектакль, добавив балетную труппу.
— Я взяла для себя правило — обязательно перед выходом на сцену разминаться. Даже наверстала свои акробатические наработки — различные перевороты. За время гастролей в Китае я еще умудрилась прийти в прекрасную физическую форму — такую, какой она была, наверное, лет семь назад, — вспоминает Янина Мелехова. — Вообще, я подошла к этой поездке очень ответственно, потому что у меня никогда не было таких длительных гастролей. Максимально я играла спектакль семь дней подряд, а сейчас — 25 через день, но без выходных.
— Что касается технической стороны, удивило то, что почему-то специалисты на площадке, которые отвечают за звук, свет и монтаж сцены, не знали хорошо ту аппаратуру, с которой работали, — рассказала Янина. — Специалисты нашего театра давали мастер-классы местным.
«Китайские звуковики и световики говорили, что сделать что-то невозможно, а наши брали и делали. Они видели, что аппаратура осуществить это позволяла»
«Учить английский для поездки в Китай нет смысла»
Еще актриса рассказала о языковом барьере, о том, что китайцы почти не говорят на английском языке. Хотя учить английский для поездки в Китай, по мнению Янины, нет смысла. Ведь даже в туристических местах им почти никто не владеет. Общаются только на китайском и, хочешь не хочешь, приходится пользоваться переводчиком.
— Не подстраиваясь под других, они делают так, чтобы все подстроились под них. Спектакли мы играли на русском языке с субтитрами на китайском языке, которые выводили на экран, а общались через переводчика. Ей было не позавидовать. Она разрывалась между службами, объясняя, какой штанкет опустить или какой проводок куда приделать. Поэтому установка декораций и технического оснащения занимали гораздо больше времени, чем это могло быть, — добавила актриса.
А когда возникало свободное время, в каждом городе труппа МСХТ смотрела не только достопримечательности, но и заходила в торговые центры и даже местные рынки. Как дизайнер одежды, Янина Мелехова отметила, что у китайцев прекрасное чувство стиля.
— Не скажу, что так могут одеваться все, потому как представленные образы идеально подходят под параметры и рост китайцев. На меня их бренды не все хорошо садятся: у меня и рост, и комплекция, есть грудь и бедра, а китайские девушки более миниатюрные, — считает актриса. — И всё же, у локального бренда я купила себе костюм и от него в восторге. А в качестве подарков мы приобрели футболки тоже местного бренда с драконами и львами, которые продаются исключительно в офлайн-магазине или через чат.
Кроме того, Янина рассказала, что любой желающий может «примерить» на себя китайский национальный образ. На больших людных улицах есть салоны, где подбирают историческую китайскую национальную одежду, полностью делают макияж и прическу.
— В таком образе можно прогуляться по городу и устроить себе шикарную фотосессию. У меня, к сожалению, физически не было времени, но при возможности я бы с удовольствием это сделала, — добавила актриса.
Ранее мы рассказывали, почему труппа МСХТ застряла в Шанхае и как им удалось вырваться на родину.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».