Премьеры фильмов, снятых по сюжету известных всем сказок, сегодня случаются едва ли не чаще презентаций лент, снятых в других жанрах. При этом производство картины с вымышленными персонажами обходится в разы дороже, но и окупаемость, по словам экспертов, высокая. Корреспондент MSK1.RU вместе с представителями индустрии и финансистом раскрыл секрет популярности сказочного кино.
«Не надо морочиться с сюжетом»
Член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России и режиссер Давид Шнейдеров подтвердил, что в последние годы действительно наметилась тенденция снимать сказки. Он считает такие сюжеты хорошей литературной основой.
— У нас есть замечательные сказки, и хорошо, что их экранизируют. Другой вопрос — качество. Важно создавать хорошие фильмы. Боюсь, что многие картины на основе сказок снимаются для освоения бюджета, — считает Давид Шнейдеров.
Это очень удобно. Не надо морочиться с сюжетом, уже всё придумано.
Тем не менее старые, а не новые сказки прошли испытание временем. Это, прежде всего, качественный литературный материал. Из поставленных сказок мне больше всего понравился фильм «По щучьему велению». Сложно объяснить, чем он меня зацепил. Просто интересно было смотреть. Лента либо захватывает, либо нет.
«Создатели фильмов снижают свои риски»
В копилке актрисы театра и кино Валерии Ланской много детских театральных постановок, и она с удовольствием бы снялась в киносказке.
— Кайфово похулиганить и поиграть в это волшебство. И для детей удовольствие! Мой сын Артемий постоянно смотрит сказки дома, со мной или с классом ходит в кинотеатры. Например, «По щучьему велению» и «Бременские музыканты» мы с ним знаем почти наизусть, — рассказала Ланская. — Нужно понимать, что сказки зритель будет пересматривать годами, передавая новым поколениям, как это происходит с советскими историями, которые и взрослые, и дети любят по сей день и пересматривают за неимением аналогичного контента.
Член Академии Российского телевидения, режиссер, продюсер и сценарист Александр Кессель считает, что перед создателями кино в первую очередь стоит вопрос монетизации. Взять за основу популярный и любимый всеми сюжет проще, чем создать что-то новое.
— Заезженные сказки берутся неспроста, потому что они уже себя каким-то образом оправдали, снискали любовь поколений, — считает Александр Кессель. — Когда создатели берут старое и рассказывают новым киноязыком, они снижают свои риски. Они берут то, что уже себя каким-то образом неплохо зарекомендовало. Если же обращаться к тому, у чего репутации нет, риски выше. Это не значит, что кино получится хуже, просто риски выше.
«Сказки приносят внушительные деньги»
Финансист Иван Докшин заметил, что подробный бюджет фильмов не раскрывается его создателями, но общие ориентиры все-таки есть. Например, нашумевший в прокате «Чебурашка», по заявлениям его создателей, стоил в производстве около 850 миллионов рублей, а собрал в прокате порядка 7,2 миллиарда.
— При этом существенная доля расходов связана с созданием анимации и съемкой фильма. Именно поэтому съемки сказок, мультфильмов и виртуальных реальностей являются самыми дорогостоящими, — рассказал Иван Докшин. — Стоимость услуг специалистов в этой сфере чрезвычайно высока, а требования только увеличиваются. В данном случае это было выгодно.
Финансист объяснил, почему старые и давно не интересные для современных детей сказки приносят такие внушительные деньги. Создатели кино играют на ностальгии по детству.
На этих сказках выросла целевая и самая платежеспособная аудитория фильмов.
А если мы знаем чаяния своей аудитории и делаем продукт, который принесет добрые, приятные и ностальгические воспоминания о детстве, то эта лента будет пользоваться спросом. И в этом смысле российский кинематограф сделал правильный шаг в эту сторону, — заметил Иван Докшин. — Ведь сколько людей возраста 30–45 лет выросло на этих сказках? И у них сейчас есть дети, с которыми они хотят поделиться этими впечатлениями.
Актриса кино Анна Пескова считает, что таких сказок катастрофически не хватает, и она просто мечтает сняться в подобном проекте. Желает сыграть яркую и харизматичную мачеху или статную королеву.
— Я верю, что, если мы будем делать такие фильмы чаще, зритель «распробует» и потянется в кинотеатры. У нас переизбыток проектов про будничное существование человека, а сказок очень мало. Я бы снимала именно их, — сказала Анна Пескова.
«На создание "Летучего корабля" ушло не меньше миллиарда»
Деньги в киноиндустрии приносят в основном кассовые сборы, отметил финансист. Студия получает примерно половину прибыли.
— Также создатели зарабатывают на продажах различных товаров с брендом этого фильма. Например, на тех же футболках или игрушках, — рассказал Докшин. — Одновременно, если фильм в прокате не «покатит», то и выручка от других направлений может не покрыть затраты на их производство. А еще есть расходы на рекламу, проценты по кредитам и выплаты по лицензионным соглашениям.
По мнению финансиста, любая реинкарнация старой сказки должна приводить как минимум к кассовым сборам — в 2–3 раза больше, чем стоимость производства, чтобы считаться выгодным проектом.
— И если понимать свою аудиторию и снимать фильмы подобно «Чебурашке», то можно неплохо зарабатывать при том, что часть бюджета можно получить от Фонда кино, — заметил Иван Докшин. — Последняя такая яркая сказка, которая была успешна, — «Бременские музыканты». На картину было потрачено 1,2 миллиарда рублей. При этом картину можно считать успешной, она собрала 3,03 миллиарда рублей кассовых сборов. А недавно вышла сказка «Летучий корабль». Информации о затратах на производство еще нет, но, думаю, что ушло не меньше 1 миллиарда рублей.
Ранее мы рассказывали о том, как в кинотеатре «Октябрь» прошла премьера сказки «Летучий корабль» и как сложилась судьба актера Федора Дунаевского.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».