Впервые за два года на широкие экраны в России вышел иностранный художественный фильм. В прокат картину британского режиссера Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» (18+) с Генри Кавиллом в главной роли запустили 13 мая. Премьера для многих любителей кинотеатров долгожданная, ведь санкции закрыли путь зарубежному кино на российские экраны еще в 2022 году.
Корреспондент MSK1.RU пообщалась с продюсерами, режиссерами, актерами и прокатчиками кино, которые рассказали, как два года без голливудского кино отразились на индустрии.
Член правления Гильдии продюсеров России, кинопрокатчик Артур Гюлумян сказал о том, что из-за отсутствия голливудского кино страдают, конечно, кинотеатры.
— Сейчас зрители меньше ходят в кинотеатры и больше смотрят фильмы на платформах. У кинотеатров уменьшился оборот, — сказал Артур Гюлумян. — Голливудские фильмы не доходят сегодня до России из-за санкций и ограничений, а также тем, затрагиваемых в фильмах. Здесь уже идут ограничения с нашей стороны — согласно закону министерство культуры запрещает показывать всё, что связано с наркотиками и прочим.
По словам кинопрокатчика, в основном компании не продают сегодня права на их фильмы на территории РФ.
— Обычно фильм покупается у иностранного правообладателя, а потом, как и любой другой товар, реализуется на территории той или иной страны. Сейчас из-за санкций, введенных иностранными государствами, голливудские компании не могут продавать нам права и повысилась стоимость кинолент — она стала выше и не окупается, плюс изменились условия. Они связаны с пандемией и СВО, — рассказал Артур Гюлумян.
«Я как зритель разочарован»
Креативный продюсер, сценарист и экс-главный редактор журнала MAXIM Александр Маленков рассказал о том, что для зрителя любое сокращение — это плохо и он тоже хочет видеть на экране как можно больше разных кинофильмов, в том числе и голливудских.
— Как в любом производстве, импорте и экспорте, как только ограничивается импорт, это хорошо для локального производителя. В этом смысле рынок освободился, и может произойти некий расцвет локального кино и сериального производства. Здоровая эта ситуация? Нет, нездоровая. Но для отечественного производителя полезная.
«Нам на съемку дают час, а в Голливуде — неделю»
Профессиональный каскадер, постановщик трюков Александр Ситник считает, что если сравнивать бюджеты Голливуда и наши — разница колоссальная.
— Все каскадеры и постановщики трюков любят смотреть голливудский экшен, различные трюки. Но что касается производства, у них и у нас есть большая разница, — заметил Александр Ситник. — Например, в том, что мне на съемочной площадке дают час для того, чтобы снять какую-то драку с хорошими артистами, такими как Владимир Епифанцев или Алексей Кравченко. А в Голливуде на такую же драку, которая будет длиться в киноленте секунд 45, дают целую смену, если не всю неделю. И есть больше времени что-то придумать.
Американцы снимают качественно до мельчайших деталей, на каждый удар уходит много дублей. Смотреть их экшен интереснее, мы что-то мотаем себе на ус.
В целом Александр Ситник не испытывает большого недостатка в голливудском кино. Считает, что за то теперь наши фильмы будут в прокатах больше зарабатывать и есть достойные производители, которые могут конкурировать с голливудскими.
— Недавно я посмотрел картину индийского режиссера «Манкимэн». Снят он очень качественно, была проведена отличная операторская работа. Кто бы мог подумать, что индусы создадут такой достойный и серьезный боевик. Он, на мой взгляд, даже больше подходит для европейского рынка. Всё происходящее в нем допустимо, всё оправдано, нет никаких «переборов» и фантастических полетов, — рассказал Александр Ситник.
Актер, режиссер театра, кино и ТВ Роман Самгин тоже не ощущает отсутствия на широком экране голливудского кино. Никакой трагедии в этом не видит.
— Я очень редко ходил смотреть Голливуд в кинотеатры. Разве что на лауреатов «Оскара». Мне кажется, что и раньше голливудского, хорошего кино нам показывали мало, — считает Роман Самгин. — Российские прокатчики финансово от этого, конечно, страдают, но зрители, думаю, что не особо. Больше будут смотреть наши картины. Есть шанс расцвести кино российскому.
А режиссер, киножурналист, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Давид Шнейдеров считает, что исчезновение голливудского кино с российских экранов смертельно ударило по кинотеатрам.
— Российское кино абсолютно не оправдало возложенных на него надежд. Сборы упали в разы. Когда кинотеатры начали показывать пиратское кино, был момент, когда сборы от кинопроката возглавили «Кунг фу Панда 4» и «Дюна 2». То есть пиратский кинопрокат обошел легальный кинопрокат, — рассказал Давид Шнейдеров. — Когда прекратили показывать голливудское кино, это вызвало крайне негативную реакцию у владельцев кинотеатров, потому что люди в кино не ходят.
И даже фильм «Сто лет тому вперед», на который возлагались огромные надежды, не собрал тех денег, которые мог собрать, и в прокате не окупился.
Финансовый консультант Иван Докшин рассказал о том, что по заявлениям представителей фонда кино в 2023 году российские кинопроекты собрали в прокате 27,9 млрд рублей. Это равнозначно 72% от всех сборов. Общий объем сборов составил около 40 млрд рублей.
— Хоть в деньгах рынок и восстановился, но американские фильмы более стабильно загружали кинотеатры. Российские киноленты этим похвастаться пока не могут. В кинотеатрах зачастую не хватает посетителей в период, когда нашего кино масштаба «Чебурашки», в принципе, нет, чтобы закрывать все запросы, — считает финансист.
Актер театра и кино, заслуженный артист РФ Валерий Яременко имел опыт работы с американскими киношниками. В свое время он снимался в голливудской ленте «Полицейская академия — 7».
— Я жил когда-то в стране, где было под запретом много чего, людей даже сажали в тюрьму из-за того, что они посмотрели какой-то запрещенный фильм. Сейчас мы живем уже в такое время, когда должны быть открыты все дороги. Для меня, как для актера, ситуация с голливудским кино — удар, — сказал Валерий Яременко. — Я не желаю ухищряться и вспоминать свою молодость, когда что-то было нельзя.
Не хочется, чтобы были какие-то препоны. Мне кажется, что нужно открыть все двери, чтобы у каждого человека был выбор, в какую дверь войти.
Валерию Яременко голливудские фильмы были интересны всегда. И он считает, что иногда бросается в глаза не художественная сторона, а обертка, которая стоит больших денег, и именно она особенно привлекает зрителей.
— Я вспоминаю те съемки с теплотой. Работать с американцами мне было очень легко, спокойно и комфортно. У них подход какой-то другой, чем у нас, — вспоминает Валерий Яременко. — Они открытые, прекрасные люди, добрые и щедрые. Кормили даже нашу голодную массовку в то время, когда не должны были это делать. У них было очень много денег, и они умело ими распоряжались.
Ранее мы публиковали репортаж с выставки киностудии имени Горького и рассказывали о том, как российские звезды пытались покорить Запад, но облажались.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».