Всё чаще разные производства открывают свои двери для посетителей и показывают внутреннюю кухню. Так и новая команда киностудии имени Горького идет в ногу со временем и демонстрирует закулисье. 31 января она впервые открыла свои двери для москвичей на выставке «За кадром: есть что посмотреть» (6+).
Выставка расскажет о большой работе, которая остается недоступной для глаз зрителя. Посетить ее можно до середины мая. Стоимость билета — 245 рублей. Позднее в павильонах откроется уже постоянная музейная экспозиция.
Корреспондент MSK1.RU сходила на эту выставку, узнала, что скрывается за кадром в мире кинематографа, и поговорила с директором киностудии Юлианой Слащёвой и ее заместителем Юлией Давыдовой.
Бэкстейдж стремится на передний план
Бэкстейдж (backstage) — это съёмка закулисной и закадровой работы команды. Часто такие видео и фото бывают очень интересны своей разнообразностью и живостью. Некоторые киностудии вставляют часть неудачных дублей и другого бэкстейджа после или во время титров.
Кинопроизводство — это достаточно закрытый и укомплектованный процесс, теневую сторону которого обычно никто не видит. Студия не может пригласить зрителя на съемку, но она может позвать его на выставку и познакомиться с ним ближе. Как признается заместитель генерального директора киностудии, одна из их основных задач сейчас — стать более открытыми по отношению к москвичам.
— Множество профессий и работы на самом деле остаются за кадром. А это как раз то самое интересное, что нам хочется начать показывать, — рассказала Юлия. — Мы создавали эту выставку в том числе для того, чтобы к нам приходили семьи с детьми, чтобы дети узнавали, что на самом деле при производстве кино включается очень много профессий, и они очень разные, каждая профессия важна.
По словам Юлии, закадровые фрагменты съемок, декорации и черновые работы найти для выставки было достаточно сложно, так как в СССР было непринято снимать любительские фото на площадке или оставлять предметы со съемок — все они шли в ход к другим фильмам и постепенно приходили в негодность. Следом наступили 90-е, где сохранить что-либо было практически невозможно.
Выставка поделена на несколько зон: препродакшн, пробы и подготовка к фильму, процесс съемки и немного постпродакшна.
Препродакшн и постпродашкн — этапы «жизни» съемочной команды, костюмов и декораций до начала работы над фильмом и уже после его выпуска в прокат.
Всё летает без спецэффектов
Стол, который встречает посетителей выставки, представляет собой инсталляцию «препродакшн», со всеми его мелочами. За такими проходят летучки — обсуждается работа над фильмом.
— Вот этот вихрь — это оригинальный сценарий фильма «Конец операции: «Резидент»» Вениамина Дормана. Это фильм 1986 года, был снят киностудией Горького. Каждый из этих листочков — листочек оригинального сценария, — объяснила MSK1.RU генеральный директор студии Юлиана Слащёва.
Битье посуды здесь на счастье
Одна из любимых инсталляций замдиректора студии Юлии — «тарелка». Она оформлена в стиле тревожного шкафчика. По традиции, в начале съемочного процесса, после съемки первого дубля, разбивается тарелка. Самое интересное — это чисто российская традиция, в мире никто больше этого не делает.
По словам Юлии, в мире киношников бытует легенда, что первую тарелку разбил Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Броненосец Потемкин».
«Все обычно умалчивают, что разбил он ее со злости на актеров. Но всем этот жест так понравился, что традиция прижилась»
Комикс как нарисованный сценарий
Каждая локация выставки дополнена пояснениями и схематичными тематическими рисунками, чтобы посетители смогли погрузиться в процесс создания фильма.
А на стене длинного коридора выставки представлены экраны с оригинальными раскадровками фильма «Нюрнберг» Николая Лебедева. Художники выбрали достаточно драматичную сцену.
Съёмочная группа как семья
Из относительной современности обстановка залов переходит к раритетным объектам. В качестве важного экспоната здесь выставляется оригинальный альбом фотопроб для фильма «17 мгновений весны».
Раньше этап проб актеров на роли выглядел именно так. К каждому фильму создавался альбом с фотографиями и данными актера. Даже если режиссер уже наверняка знал, что он видит в данной роли только одного конкретного актера — правила есть правила, нужно добавить его страницу, чтобы пройти художественный совет.
Свет, камера, мотор: сливаемся с декорациями
Ядром выставки становится уникальное пространство с полностью воссозданными декорациями из нового подросткового триллера «Кукольник». На выставке можно наблюдать самую будоражащую локацию фильма — мастерскую кукольника.
В пространстве представлены много мелочей, большинство из которых — оригинальные декорации. Подписи обращают наше внимание на то, что атмосфера в любом фильме создается работой многих художников. Какие-то незаметные, на первый взгляд, мелоч, составляют кадр и наполняют его.
Во время осмотра выставки мы встретились с Савелием Албутовым — актером, игравшим в этом фильме. Он поделился с MSK1.RU своими впечатлениями:
— У создателей очень хорошо получилось передать атмосферу всего фильма всего лишь через одну воссозданную локацию мастерской, — сказал он. — Смотрю на эти декорации, и сердце кровью обливается, потому что в первый раз, как мы приехали на площадку, были незабываемые ощущения. — рассказал Савелий.
У посетителей выстави, кроме возможности очутиться в фильме, будет шанс и почувствовать себя звукорежиссером: в интерактивной части экспозиции есть наушники, надев которые можно подслушать реальные разговоры на съемочной площадке одного из невышедших фильмов.
«Звукорежиссер — тот человек на площадке, который слышит вообще всё, потому что он всегда в наушниках, а на актерах всегда петлички даже за кадром»
Как костюмы из конфетной фольги взяли «Эмми»
На выставке представлен еще один раритетный экспонат. Это костюмы, которые использовались для фильмов «Юность Петра» и «После дождичка в четверг».
В одеяниях в качестве имитации золота использована металлическая нить, которую сделали из оберток конфет. В советское время именно так всё и создавалось — нашли какой-то кусок ткани, принесли и использовали для работы.
Когда фильм уже вышел, эти искусные работы костюмерши Элеоноры Маклаковой заметила и захотела арендовать съемочная группа голливудского фильма «Пётр Великий». Позднее они арендовали даже целый костюмерный цех — вместе с костюмерами. Так российские костюмы смогли «поработать» не только на родине.
Фильм «Пётр Великий» был номинирован на несколько «Золотых глобусов». В итоге картина получила «Эмми» за работу над костюмами — уникальный момент в истории мирового кинематографа.
В конце нашей экскурсии Юлиана Слащёва поделилась далеко идущими планами студии:
— Кино в России сейчас развивается невероятными темпами, — сказала она. — Этот накал конкурентной борьбы чувствуется нами всеми. И сейчас наша команда изо всех сил старается сохранить достояние нашей киностудии и доказать, что после почти 20-летнего застоя и забвения мы еще можем работать и развиваться.
Недавно мы побывали на церемонии вручения кинопремии «Золотой орёл» и рассказали о результатах. Если вам интересна тема отечественного кинематографа, попробуйте угадать советское кино по одной лишь песне.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».