Культура интервью Александр Домогаров: «Что бы я себе сказал в 35? Живи и радуйся!»

Александр Домогаров: «Что бы я себе сказал в 35? Живи и радуйся!»

Народный артист о фильме и спектакле по Булгакову и о том, как относится к декабристам

Домогаров на кинофестивале

Александр Домогаров был одним из почетных гостей Забайкальского кинофестиваля (16+) в Чите. Он побывал на церемонии открытия киносмотра, провел творческий вечер, где читал стихи любимых поэтов и пел. О новой экранизации «Мастера и Маргариты» (18+) и о роли в постановке по Булгакову, об отношении к декабристам и о любимом российском кино актер рассказал в интервью CHITA.RU

— Вы не любите говорить о проектах, которые еще не состоялись, — и все-таки расскажите о будущем спектакле «Мастер и Маргарита» в Театре Советской армии.

— Про него говорить как раз могу. Я встречался с Александром Лазаревым (Александр Лазарев-младший, режиссер постановки. — Прим. ред.) и знаю, что нам предстоит огромная работа, по крайней мере, с текстом. Текст, как вы знаете, великолепный, потрясающий, но сложный для сцены. Я не могу говорить о том, какова там основная идея, какие акценты от меня будут нужны режиссеру (Домогаров играет Воланда. — Прим. ред.). Пробы в пластическую группу прошли 500 человек, а отобрали 40. В общем, работа идет, и я надеюсь, что мы с режиссером ее осилим.

«На то он и Михаил Афанасьевич (Булгаков. — Прим. ред.), который не 10 рублей»

— Что скажете о новом фильме «Мастер и Маргарита»?

— Это хорошая, добротная работа. Что-то категорически не понравилось, что-то очень понравилось, но на то он и Михаил Афанасьевич, который не 10 рублей, понимаете? Он многим как писатель не заходит. Ну не понимают люди этого увлечения Булгаковым, не понимают, почему «Мастер и Маргарита» — один из лучших романов!

— У вас есть любимое российское кино?

— «Гардемарины» (6+). Я не буду блистать интеллектом и засыпать вас названиями, но считаю, российская школа кинематографа, особенно периода 60–90-х годов, мощная, и наших великих режиссеров вы прекрасно знаете. Опять-таки — что-то нравится, что-то не нравится, у любого художника есть лучше или хуже работы.

Актер считает, что в России много мюзиклов, которые ничуть не уступают американским

Сейчас у индустрии огромные возможности. Таких не было в 90-е и 2000-е годы. И если мы говорим о кино как о структуре зарабатывания денег, то «Фабрика грез» далеко впереди. У нас совершенно другое кино и другие артисты — так что мы, может, и хотим делать блокбастеры, но это не наш профиль. С другой стороны, часто говорят, что мюзикл — не наше искусство, но я этого никогда не понимал. У нас же была великая «Волга-Волга» (6+), например. Много мюзиклов и музыкальных фильмов, которые ничуть не уступают американским. Да, на нашей истории, музыке, композиторах и песнях, но они были — и говорить, что это не наш жанр, глупо.

Другое дело, что он не развивался так мощно, как в Америке. Мы — штучные, этим, наверное, Россия и отличается от Голливуда. Мы не можем штамповать кино. Им же всё равно: потеряли вы в прокате миллиард, ну бог с ним, это завод, на чем-то другом выиграем. Мы так не умеем. Нам надо каждую штучку облизать, чтобы она была.

— Но ведь тот же «Союз спасения» (12+) — как раз массовое кино.

— Я не очень согласен с этой формулировкой. Большой проект и блокбастер не означает, что он — для массового зрителя. Конечно, мы смотрим на кассу, количество посещений. Есть специальные службы, которые это отслеживают, и, может быть, не мне, но продюсерам это важно…

— Погодите, массовое кино — это же не плохо! Наоборот, хорошо.

— Но вы так сказали «массовое кино», что прозвучало неправильно. Конечно, любое искусство для зрителя. Вопрос, для какого. Вот «Конек-горбунок» для зрителя 6+, а «Союз спасения», наверное, — 16+ или 15+. При этом, с точки зрения производства… Никита Высоцкий, который писал сценарий, говорит: «У меня в моей библиотеке на один шкаф стало книг больше». Это было не просто «сесть, ж…у прищемить и написать 30 строчек по поводу». Нет, был проработан огромный пласт материала.

О каждом из героев «Союза спасения» можно снять отдельную картину, начиная с Трубецкого и заканчивая Милорадовичем. И тогда мы бы завязли в этой истории, поэтому сценарий всё время переделывался: слишком много персонажей, слишком они исторически мощны. И, наверное, когда вышла первая версия, именно фильм, который назывался «Союз спасения» (существует еще сериал «Союз Спасения. Время Гнева» (12+). — Прим. ред.), он не ответил лично мне на один вопрос, который меня волновал и из-за которого я ждал фильма: почему всё это случилось?

Я ведь тоже читал достаточно. Знаю, что, грубо говоря, они все сидели на одних горшках и всех учили одни и те же педагоги. И вдруг почему-то часть этих людей сказала: «Мы должны вас убить. Не только вас убить, господин царь, а мы должны вытравить всю вашу фамилию на корню, чтобы не было больше Романовых». Что с человеком должно произойти такое? Вот это интересно! Но мы не могли в кино об этом говорить — хотя такая фраза там звучит для умных людей, которые смотрят внимательно.

Домогаров много читал про Романовых, в том числе о том, что «всю фамилию хотели вытравить на корню»

— Милорадовича, о котором вы упомянули, убили декабристы. Как вы к ним относитесь?

— Я в этом плане государственник, понимаете? Они поступили неправильно, считаю. Наверное, я, как артист, сужу достаточно поверхностно и отчасти эмоционально. Я — не историк. Милорадович перед смертью отдал свою золотую шпагу, украшенную драгоценностями, которая была подарена Константином (Великим князем, который должен был унаследовать престол после Александра I, но отказался, в результате чего императором России стал Николай I. — Прим. ред.). Еще он попросил простить все его долги и отпустил всех крепостных. А те люди (декабристы. — Прим. ред.) не отпустили своих крепостных, всё оставили при себе. Надо еще говорить, как я к ним отношусь?

При этом они все — герои 1812 года, выходцы из этой страшной войны, и этого у них не отнять. Они все прошли через это горнило. Они все заслуженные, великие полководцы. Это не трусы, не предатели. Просто по-другому посмотрели на жизнь. Но когда по-другому на жизнь смотрит человек, обладающий деньгами, крепостными, ну, человек богатый, так скажем, который обласкан властью… Для меня здесь встает большой вопрос: «А что ж тебя так не устраивало в тех людях, с которыми ты вместе воспитывался и знаешь всё, чем они жили?» Поэтому у меня такое отношение, двоякое.

История слишком богата. Я учился в 70-е годы и знаю ее по книжкам и учебникам того времени. Сейчас доступ к материалам огромный, и если уж так болеть этой темой, то можно достать всё, проверить все точки зрения и сделать свои выводы, принять чью-то сторону. Вот я принимаю сторону героя, которого играл. Милорадовича. А он же тоже очень сложный — он, например, очень не хотел, чтобы Николай встал у власти. Милорадович полагал, что трон должен получить Константин, иначе это тирания и захват власти, и никто не мог доказать Милорадовичу, что Константин отрекся.

Он недолюбливал Николая, и это было взаимно. Он, как и солдаты на площади, не верил до последнего. Все считали, что настоящий император — Константин, и вот на этом-то и сыграли. Мы уходим в частности, но я всё равно принимаю сторону помазанника, потому что аргументировать нужно точно. Ты разберись, что ты хочешь: французскую революцию, английский парламент, что? И насколько то, чего хотели декабристы, подходило к российской действительности?

— Ваш концерт назывался «Всего 60» (12+). А когда вы прославились, вам было лет 35. Что бы вы сказали себе тогдашнему?

— А вот не знаю! Живи и радуйся, наверное. Тебе 35 лет, у тебя всё есть, тебя любят. Зрелость и опыт к тебе придут всё равно, никуда от этого не убежишь! А пока тебе 35 — просто не делай глупости. Хотя что такое «глупость»… Вот в 50 лет я бы что-то оценил как глупость, а сейчас про то же самое думаю: «Сволочь, ты вообще не имел права этого делать!»

«Тебе 35, у тебя всё есть, тебя любят. Зрелость и опыт к тебе придут»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Пробник Дубая». Семья из Москвы сравнила сервис в Ялте и Сочи
Сергей Максимов
журналист
Мнение
Как бить жену правильно и почему все зря набросились на имама из Казани, который этому учит
Галеева Венера
Мнение
Американцы не поймут такого «переобувания»? Как выход Джо Байдена из президентской гонки отразится на выборах США
Виктор Козлов
медиатехнолог
Мнение
«Красные флажки» при выборе квартиры: юрист объяснил, на что нужно обратить внимание перед сделкой
Павел Желновод
адвокат
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем