83% россиян поддерживают идею возрождения советских брендов — таковы результаты опроса аналитического центра университета «Синергия» (есть у РИА Новости). Опрошенные полагают, что возвращение знакомых марок предотвратит дефицит и выведет на рынок качественные товары по доступной цене. Корреспондент MSK1.RU расспросил экспертов о причинах столь массовой ностальгии.
Из реплик большинства собеседников следует, что в основе странной тоски россиян по советскому товарному рынку скрывается подмена понятий. Пылесос «Пионер», машинка «Малютка» или губная помада «Елена» в сознании граждан скорее символы, нежели реально существующие товары с конкретными характеристиками.
— Люди принимают игру, которую им предлагает телевизор, — уверен экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев. — На протяжении последней четверти века телевизор строит «небесный СССР», где все ездят на неломающихся «Волгах», пьют «непохмельную» водку и при этом поют и пляшут.
При этом образ «небесного СССР» для каждого россиянина несет свои смыслы. Некоторые действительно вспоминают «Волги» и продукты, другим достаточно советских стабильности и определенности.
— Людям хочется стабильности, — говорит экономист Дмитрий Потапенко. — Они устали. И те, кто, условно говоря, z-ориентирован, и те, кто против этого. Поэтому 83% — это совершенно понятно.
«Везде происходит коллапс: останавливаются заводы, закрываются предприятия. И людям хочется хоть за что-то зацепиться»
Важно, что СССР закрепился в общественном сознании еще и как строй, обеспечивающий надлежащее качество любой продукции (независимо от бренда), оказавшейся на прилавке. Таким образом, в призыве «верните советские бренды» может быть зашифрована просьба ужесточить контроль над агентами товарного рынка.
— Думаю, в основе такого запроса — желание получить контролируемые государственным надзором бренды, — предположил журналист, автор Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников. — Что-то типа советского ГОСТа. Тут не столько ностальгия по СССР (половина населения застала Советский Союз максимум в детском возрасте), сколько призыв к власти что-то сделать с качеством товаров.
Так, Пряников напомнил о регулярно обнаруживаемых фальсификатах на рынке продуктов питания. Журналист указывает, что в СССР старались следить за качеством товара: система борьбы с браком была выстроена достаточно тщательно — через гарантию возврата или ремонта. Бракоделы при этом несли ответственность.
В то же время, Дмитрий Потапенко отметил: даже самые качественные советские марки оригинальными назвать нельзя.
— Давайте будем честны, бренд — это существенно больше, чем логотип, нарисованный за сто долларов. При советской власти не было брендов от слова совсем, — констатировал Потапенко. — Легендарное мороженое? Вы легко можете удостовериться в том, что советское мороженое привез Микоян с американской выставки. И так абсолютно во всём.
С ним согласен и Дмитрий Прокофьев. Экономист отмечает, что все популярные советские бытовые товары — радиоприемники, телевизоры, фены и стиральные машины — являлись относительно удачными копиями западных товаров. Более того, в обиход советских граждан эти копии внедрялись с ощутимым опозданием.
Качество произведенной советской промышленностью продукции при ближайшем рассмотрении также может не выдержать критики.
— Те, кто говорят о том, что вещи служили на протяжении нескольких поколений, видимо, хранят то, что купили их дедушки и бабушки, — отметил Прокофьев.
«Надежными эти вещи не были. На самом деле в СССР была колоссальная индустрия ремонта восстановления и спасения вещей»
— Потому что модельный ряд не менялся годами, качество было так себе, но позволить себе вторую такую покупку люди не могли. Телевизор стоил несколько сотен рублей (несколько месячных зарплат), покупка автомобиля — это вообще было на десятилетия.
Тем, кто с теплотой вспоминает советские марки, Прокофьев советует вспомнить о реалиях советского быта. Мнение респондента может кардинально измениться, если тот узнает, что такое ремонт советского автомобиля или уборка дома с советским пылесосом.
Наконец, большие сомнения у Прокофьева вызывают мотивы тех, кто внедряет в повестку идеи о возвращении «ко всему советскому». Нередко оказывается, что проводники подобных инициатив сами вовсе не готовы разделить с соотечественниками плюсы и минусы советского быта.
— Люди играют в ту игру, которую им предлагает пропаганда: придумали волшебный Советский Союз с пивными реками в колбасных берегах. Самый лучший аргумент против этой истории — посмотреть на то, какими брендами пользуются те, кто заказывает всю эту «музыку СССР», — советует Прокофьев. — Они ездят на немецких люксовых автомобилях, носят швейцарские часы, пользуются американскими компьютерами и японской техникой. И никаких советских брендов в свою собственную жизнь возвращать не хотят.
Согласно опросу «Синергии», среди самых популярных брендов у россиян оказались автомобили «Москвич», «Волга», «Победа», холодильники «Орск» и велосипеды «Кама». Также респонденты считают целесообразным возродить бренды по выпуску еды и напитков, одежды и обуви, парфюмерии и бытовой химии и самолетов.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».