«Технологии доверия» («ТД») дали неожиданно оптимистичный прогноз динамики российского авторынка: на уровень 2021 года продажи должны вернуться уже к 2024-му.
Аналитики, опрошенные MSK1.RU, удивлены таким цифрам: даже Минпромторг ожидает куда более скромных результатов. Имеющиеся предпосылки к оптимизму совсем не располагают, указывают отраслевики.
Пессимистические прогнозы
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» («РОАД») придерживаются данных ранее (относительно пессимистичных) прогнозов и пока не видят поводов их корректировать.
— Мы придерживаемся собственного прогноза и пока его не меняем, — констатировала представитель «РОАД» Вера Павлова.
«В текущих экономических условиях рынок упадет в два раза. Возможно, при худшем сценарии, в три раза»
Не разделяют оптимизма «ТД» и профильные эксперты. Предпосылок к росту показателей нет.
— Я не понимаю, откуда взялся такой оптимизм, — отметил автоэксперт Игорь Можаретто. — Очень хотелось бы, чтобы так и было, но я не вижу поводов. Нет поступлений машин в страну. АВТОВАЗ произведет максимум 180 тысяч машин. Еще какое-то количество произведет УАЗ (в общей сложности тысяч 30, наверное). Еще сколько-то произведет Haval. Всё остальное пока стоит. Ввоз в страну — только китайские автомобили. Мой прогноз гораздо более пессимистичный. Нет пока никаких предпосылок.
Текущая ситуация характеризуется высокой неопределенностью. Западные автопроизводители продолжают тянуть с конкретикой, тогда как АВТОВАЗ пока не располагает всеми необходимыми для выхода на докризисный уровень производственными мощностями отечественного производства.
Потому угроза для автопродавцов сохраняется. Пока дилеры вынуждены переориентироваться под новые условия, покупатель занимает выжидательную позицию и неохотно идет на сделки.
— Риск закрытия дилеров существует, — предупредила Вера Павлова. — Говорить о процентном либо количественном соотношении пока рано, потому что всё зависит от того, какие бренды останутся. Мы ожидаем закрытия дилерских центров. Но всё будет зависеть от того, в какую сторону будет развиваться дальше ситуация.
Москва — Россия
При этом Павлова отмечает, что Москва менее подвержена рискам, поскольку бизнес в столице обычно «выживает исторически». Тем не менее в опасной зоне остаются все автосалоны, работавшие с конкретным брендом. Проблемы уже возникли у дилеров Renault (французы ушли с рынка): сейчас те пытаются переориентироваться под продажи будущего «Москвича».
Пока отраслевики и эксперты в большинстве своем сходятся на прогнозе в 700–900 тысяч проданных автомобилей по итогу 2022-го.
— Думаю, тысяч 700 мы в этом году получим на выходе — это падение в два раза, — прогнозирует Игорь Можаретто. — Я был бы рад, если бы были предпосылки для роста, но я их не вижу. С одной стороны, нет машин и производства, с другой стороны, спрос упал сильно, ведь доходы жителей России не выросли.
Несмотря на столь тревожные прогнозы, широких мер поддержки автодилеров власти пока не анонсировали. Параллельный импорт, механизмы которого худо-бедно работают с доставкой запчастей, не предназначен для массового ввоза собранных автомобилей.
— Параллельный импорт автомобилей существует только для частных лиц, потому что для юридических лиц рабочей схемы нет, — указала Вера Павлова. — Мы работаем с Минпромторгом, чтобы убрать бюрократические барьеры.
Кроме того, параллельный импорт сильно утяжеляет логистику. Образующиеся дополнительные наценки серьезно сказываются на доступности ввезенных машин.
— Параллельный импорт может добавить автомобилей в премиальном сегменте, — указал Игорь Можаретто. — Параллельный импорт — это кривые поставки по обходным путям. И цена увеличивается значительно, каждый посредник добавляет свой интерес. И если, условно говоря, «Мерседес» станет дороже на два миллиона рублей, покупатель «Мерседеса» это переживет.
«Если бюджетный автомобиль станет дороже на сто тысяч, он никому будет не нужен»
Кроме того, есть проблемы и непосредственно на производстве автомобилей. Дефицит умных комплектующих, сформировавшийся еще в пандемию, до сих пор оказывает влияние на отрасль.
— Даже если мы придем на завод «с задней двери», никто нам не скажет: «Пожалуйста, вот вам ваши 10 тысяч автомобилей», — отметила Вера Павлова. — Проблемы есть и у дилеров, и у производства.
По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых автомобилей в 1-м полугодии 2022 года упали на 56% по отношению к тому же периоду прошлого года. Всего было продано 370 тысяч новых автомобилей. В лидерах продаж — Lada Granta, Lada Vesta и KIA Rio.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».