В России продажи новых легковых автомобилей в августе составили около 110 тысяч машин — по сравнению с прошлым годом показатели выросли в 2,6 раза. Спрос на легковушки в целом тоже увеличился — продали на 41% машин больше, чем в прошлом году. Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на «Автостат». В топе продаж — российская Lada и китайские Chery, Haval и Geely.
Мы поговорили с экономистами о том, почему растут продажи авто и стоит ли сейчас брать себе машину.
Почему растут продажи авто
Кандидат экономических наук и преподаватель РАНХиГС Николай Кульбака рассказал, что процесс закономерен — дело в отложенном спросе.
— Отложенный он в связи с подорожанием и с тем, что в прошлом году никто не покупал автомобили. Поэтому теперь стали больше покупать, но это всё не очень большие объемы в любом случае. Спрос всё еще остается небольшим. Прежде всего у людей мало денег, — заявил Кульбака.
«На рынке нет тех автомобилей, которые нужны, а те, которые есть, — дорогие»
— В прошлом году провал был вообще в несколько раз. Мы выровнялись по сравнению с прошлым годом, да, но сравнивать надо в динамике, а в динамике роста нет. У нас наоборот: по сравнению с трендом — падение. Мы очень долго будем восстанавливать свой рынок автомобилей, — добавил он.
Экономист и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил, что происходящее на рынке авто называется оживлением, но, чтобы понять всю картину, следует сравнивать показатели с временами до коронавируса.
— В 2020 году мы имели крайне неорганизованный рынок. В 2021 году он восстанавливался весьма относительно, а в 2022 году у нас закрылись все почти автосборочные предприятия, кроме АВТОВАЗа и китайского Haval в Туле. С одной стороны, у нас были колоссальные логические трудности. С другой стороны, люди испытывали шок от развивающихся событий и не особо думали о смене автомобиля или о покупке нового. В силу общественного страха мотивация сбережения намного превысила мотивацию к потреблению, — поделился эксперт.
Кроме того, отметил Делягин, в стране значительно снизился уровень жизни — сильнее, чем по официальным оценкам. По словам экономиста, в сочетании с изменением потребительского поведения рынок сильно упал.
— Сейчас идет нормальное восстановление рынка. Как отметил министр экономического развития Решетников, импортозамещение в наше время — это не только замена импорта собственным производством, но и замена европейского и американского импорта на китайский. Может быть, скоро у нас появятся индийские или иранские машины, — предполагает экономист.
Почему Lada — лидер продаж
Николай Кульбака упомянул, что Lada и раньше была в списках лидеров продаж, хотя не могла конкурировать с дешевыми автомобилями из Европы.
— В общем-то, она и сейчас неконкурентоспособна, — продолжил эксперт. — Просто продажи немного выросли, когда ушли основные конкуренты. Кроме того, это же рост доли от общих продаж — абсолютное значение всё равно не очень большое (в августе, по данным «Автостата», продали около 29 тысяч авто. — Прим. ред.).
А по словам Михаила Делягина, лучше обратить внимание на долю российских комплектующих и оборудования в отечественных легковушках.
— Кроме, может, Lada Granta, если посмотреть на внутренности машин — российских деталей там очень мало, потому что сделали всё, чтобы уничтожить российскую промышленность по производству оборудования и комплектующих, — считает эксперт. — Но это самая дешевая машина. Понятно, что когда у людей нет денег, они покупают по принципу дешевизны. Те, у кого сохранились деньги, покупают китайские аналоги.
Как дела на вторичном рынке
Вторичный рынок намного сложнее, уточнил Николай Кульбака. По словам эксперта, в прошлом году люди не продавали свои автомобили, потому что не знали, какую цену указывать.
— Сейчас всё немного устаканилось, цены чуть-чуть успокоились, люди примерно стали понимать, по какой цене продавать свое авто. Поэтому вторичный рынок чувствует себя чуть получше. Скорее всего, вторичный рынок будет сильно развиваться, потому что будут вести б/у автомобиль, — полагает Кульбака.
Эксперт рассказал, что, скорее всего, в ближайшие несколько лет будут массово покупать китайские авто. Кроме того, многие захотят остаться на своих старых машинах как можно дольше.
— Если человек, скажем, раз в 3–4 года менял себе машину, то сейчас многие владельцы европейских или японских автомобилей не будут продавать их в ближайшие год-два. То есть они будут служить не 3 года, скажем, а 5–6 лет, — предположил экономист.
Покупать ли сейчас машину
Михаил Делягин уверен, что снижения цен ожидать не стоит — это требует глобальных изменений государственной политики.
— Если человек зарабатывает с помощью машины, то нужно брать сейчас, потому что, не дай бог, еще рубль уронят. А если машина для удобства, то для этого есть такси. Оно, конечно, подорожало после нового закона с 1 сентября, но пока не катастрофически, — считает эксперт.
А по мнению Николая Кульбаки, в сегодняшней ситуации нет универсальных рекомендаций — всё очень индивидуально.
— Во-первых, всегда надо понимать, зачем вам нужен автомобиль и что вы с ним хотите делать. Может быть, вам автомобиль не нужен и обойдетесь без него, — предположил экономист.
Ранее мы рассказывали, почему выросли цены на шаурму. Кроме того, почитайте, какие продукты подорожают в России в ближайшее время.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».