![Задача — заставить россиян приобретать только то, что по карману, и не замахиваться на дорогие покупки | Источник: Булат Салихов / UFA1.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/4b/f8/7c4bf8a4230b92220af51fc478cde69a/656x370_1_4ba31c6016d728b60670afc4ca16e6fb@1980x1114_0xO0XqBSO1_9488473215395303488.jpg.webp)
Задача — заставить россиян приобретать только то, что по карману, и не замахиваться на дорогие покупки
Предпосылок для снижения инфляции в России пока мало, констатирует Центробанк в свежем аналитическом отчете о макроэкономике. Причем на рост цен влияют как разовые факторы, так и более устойчивые тренды.
В январе произошла индексация тарифов на проезд в общественном транспорте, а также удорожание некоторых жилищно-коммунальных услуг, что, естественно, сразу отразилось на ценах.
Минимальные розничные цены на алкоголь, в частности на водку, также выросли, что внесло вклад в общий рост цен.
По итогам года инфляция достигла 9,5%, и это произошло на фоне сильного роста цен на продовольственные товары, который в декабре составил 22,9%. Особенно подорожали к концу года фрукты и овощи.
В последние месяцы наблюдается увеличение потребительской активности, что также способствует росту цен. И на этом основании Центробанк уверен, что необходимо поддерживать строгие денежно-кредитные условия. Проще говоря, не снижать ключевую ставку.
Инфляционные ожидания среди населения и предприятий также возросли. Это может означать, что люди и компании ожидают дальнейшего повышения цен.
Мы же не можем повлиять на цены на нефть или отток кадров
Инвестиционный банкир, профессор Евгений Коган в интервью MSK1.RU отмечает: судя по первым понедельным сводкам об инфляции в России, по итогам года можно было бы выйти в годовом выражении на 5–6 процентов. Однако всегда могут возникнуть дополнительные и непредсказуемые факторы, которые способны разогнать инфляцию.
— Фактор, который никуда не делся, — это очень горячий рынок труда. Как работодатель могу вам сказать, что сейчас невозможно найти качественного специалиста за какие-то даже реальные деньги. И приходится платить нереальные деньги. Отъезд качественных людей за границу, переток рабочей силы в военную сферу — это всё сохраняется. И этот фактор «перегрева» ощущают практически все, как промышленники, так и мы, которые работаем в сфере инвестиций, — говорит Коган.
— А какие-то неприятные изменения — скажем, на топливном рынке — могут произойти?
— Мы не можем исключить сейчас такой возможный фактор, как рост цен на бензин. Вот эти бесконечные удары по НПЗ в итоге могут привести к росту цен.
Мы сейчас рассчитываем на то, что бюджет сможет справиться с вызовами и получить бюджетный дефицит примерно полпроцента, что в общем-то очень неплохо для экономики. Но мы живем в мире нестабильном, изменчивом. Цены на нефть тоже ведут себя непредсказуемо. И снижаются. Еще недавно Brent торговался на уровне $ 80–82 за баррель, а уже в моменте — $ 74. А это не очень хорошо для нашего бюджета. Поэтому это тоже проинфляционный фактор.
— Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подсчитал, что почти треть крупных компаний страны готовятся поднять цены на продукцию. Значит, все-таки разгон инфляции будет?
— Да, конечно, это всё очень даже укладывается в тот проинфляционный тренд, о котором мы говорили. Казалось бы, смешно объяснять: цены растут, потому что растут цены. Но тем не менее действительно издержки бизнеса у нас растут, это факт. И это приводит к дополнительному росту цен, к поднятию отпускных цен производителями. Многие бизнесмены должны с этим считаться, чтобы не уйти просто в убыток. И с этой ситуацией ничего не поделаешь!
Инфляцию подпитывают кредиты и бюджетные деньги
— Потребительский ажиотаж (если он уже есть) маловероятно снизить увещеваниями — его могут сбить только такие высокие цены, на которые у потребителей недостаточно средств. Тогда люди перейдут к экономии и откажутся от модели поведения «тратим любой ценой», — объясняет MSK1.RU основатель финансового сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.
— В отчете Центробанка говорится, что бизнес и население ожидают дальнейшего повышения цен. А это само по себе подогревает цены?
— Конечно! Последнее время именно ожидание дальнейшего роста цен подогревало инфляцию больше, чем другие факторы.
И именно поэтому Центробанк шаг за шагом отсекает источники «избыточных» денег, которые позволяют людям платить больше. И если покупатель не может купить из-за высокой цены, поставщик будет вынужден снижать цены при сохранении объемов производства.
Так называемые макропруденциальные лимиты (когда банки и МФО не имеют права выдавать кредиты людям с высокой долговой нагрузкой) хоть и помогли снизить давление спроса на производство, но недостаточно. Но тот самый бюджетный «импульс», о котором говорится в обзоре Центробанка, дал новый источник денег для поддержания платежеспособного спроса на высоком уровне.
— Значит, ключевую ставку снижать всё же Центробанк, думаете, не намерен?
— По мнению Центробанка, лишь сохранение жесткой денежно-кредитной политики может обеспечить нахождение новой точки баланса между предложением и спросом. Но если предложение продолжит сокращение и дальше, путь этот к балансу может оказаться достаточно долгим, тем более что потребительское поведение быстро поменять не получится, как мы видим.
А вы ждете нового роста цен?