
По мнению экспертов, рост связан с повышением акцизов и дефиицитом хмеля
Крупные производители пива «Балтика» («Хамовники», «Жигули Барное») и Московская пивоваренная компания (МПК) («Граф Орлов», Hollandia) уведомили ретейлеров о повышении цен на продукцию. Как пишет «Коммерсантъ», МПК планирует индексацию в размере 10-15%.
Редакция MSK1.RU обсудила с экспертами, почему растут цены и упадут ли они.
Акцизы
В октябре Госдума приняла проект поправок в Налоговый кодекс по части индексации акцизов на алкоголь, табак и сладкие напитки. Так, в этом году акциз на на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градусов вырос с 26 до 30 рублей за литр. Такая ставка стала «очень болезненной» для участников рынка, отметил в беседе с MSK1.RU независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин.
«5 рублей — это очень серьезное повышение акциза, который скажется по всей товаропроизводящей цепочке.
У них [«Балтики» и МПК] большие складские емкости, и они, вполне вероятно, как и вся Россия, отгружали [товар] перед повышением.
В ноябре, в декабре делали складские запасы еще со старым акцизом. Сейчас эти товарные запасы истощились и они повышают цены. Все приводит в соответствии с государственной политикой. Это неизбежно», — объяснил собеседник портала.
Кроме того, с начала года подорожала стеклотара и гофротара. Это также сказалось на повышении конечной цены алкогольного напитка, добавил Небольсин.
«Бутылка подняла целую цену, и гофротара, и этикетка, и транспортные, и зарплатные [расходы], и плюс расходы на обслуживание кредитов тоже резко выросли. Кредитная ставка просто аномально высокая — 23%. Коммерческие кредиты — под 30%», — напомнил независимый эксперт.
Пока производство пива было сосредоточено на международных компаниях, пивовары могли «качественно и аккуратно вести бизнес», использовать наиболее совершенные технологии и закупать дешевое сырье. Однако в 2022 году транснациональные компании ушли с рынка, что увеличило издержки, напомнил финансовый аналитик и доцент РАНХиГС Николай Кульбака.
«Когда это все перешло чисто под российское руководство, то и издержки выросли, и сырье закупать стало сложнее, и все это привело к тому, что затраты у этих компаний выросли. Естественно, что они вынуждены будут повышать цены», — отметил Кульбака.
Гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский же считает такой процент индексации несоразмерным росту акцизов. По его мнению, компании могут повышать цены из-за «своих маркетинговых планов».
«Когда компания повышает отпускные цены на свою продукцию, это не значит, что они ориентируются только на повышение уровня налогов, инфляцию и рост цен на материалы, комплектующие и далее по списку, — сказал он MSK1. — Возможно, у этих компаний есть соответствующие маркетинговые планы, которые подразумевают высокий уровень инвестиций, связанных с маркетинговым продвижением».
Хмель
Весной 2022 года на фоне перебоев с поставкой хмеля российские пивовары обратились в Минсельхоз с просьбой разработать программу поддержки для отечественных производителей культуры и выделить на это 9,5 миллиардов рублей. Однако осенью Минсельхоз отказал им, сославшись на то, что «действующих мер поддержки отрасли достаточно».
Хмель — «капризная» культура, продолжил Небольсин. В России она в дефиците — культуру производят только в Чувашии, Липецке и на Алтае. Большую часть приходится импортировать.
«Так сложилось исторически — и солода не хватает, и хмелевников своих не хватает. В конце 90-х, в начале нулевых на рынок зашли транснациональные компании — „Балтика“, Carlsberg, Heineken, — сказал собеседник портала. — А зачем им вкладывать деньги в хмелевники? Они его тащили все с собой из Европы, а там достаточно большое количество [хмеля]. В результате случилось то, что у нас получается фактически дефицитно-хмелевая страна»
Что будет дальше
Сейчас бутылка алкогольного пива марки «Балтика» в Москве стоит в среднем от 55 до 169 рублей в зависимости от объема, категории и вида тары. «Жигули Барное» — от 60 до 210. «Хамовники» — от 67 до 105. «Граф Орлов» — 59 рублей. Hollandia — от 56 до 165.
Впрочем, эксперты, опрошенные MSK1.RU, прогнозируют, что цены на алкогольную продукцию не упадут, пока будет расти ключевая ставка и уровень инфляции. Учитывая, что до 2027 года акцизы для пива с долей спирта от 0,5% до 8,6% и выше вырастут до 32 и 60 рублей за литр соответственно, отпускные цены будут только расти.
На горячей линии «Балтики» MSK1.RU ответили, что не располагают информацией о повышении цен на алкогольную продукцию. Редакция направила официальный запрос компании, чтобы выяснить, уведомляла ли она об этом ритейлеров и каков ожидаемый процент индексации. Мы добавим ответ в материал, как только получим его.
Корреспондент MSK1.RU также направил запрос в Ассоциацию производителей пива («Балтика», АB InBev Efes и Heineken). Мы дополним публикацию, когда получим ответ.
Ранее мы писали, сколько придется платить за импортное пиво после повышения пошлин в 10 раз.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там iPhone 16 среди подписчиков.