В четверг, 30 января, на паблик-токе архитекторы Москвы обсудили модернизацию школ и детских садов столицы. Встреча проходила в одном из корпусов школы № 1514, которую обновили в рамках программы «Моя школа».
В обновленном здании побывала корреспондент MSK1.RU. Рассказываем, как школы Москвы из «скучноватой постсоветской среды» превращают в современное и безопасное пространство.
По словам руководителя архитектурного бюро Asadov Андрея Асадова, социальные объекты в Москве уже не такие, какими их привыкли видеть.
— Школы, садики, поликлиники — главные центры, социальные объекты. Раньше все подобные здания считались «отсталыми».
Считалось, что поликлиника — разбомбленное странное пространство, где находятся все бабушки, а школа — страшное место, куда не хочется приходить.
— Сейчас я вижу, что у таких зданий есть заданная планка, к которой следует подтягиваться всему остальному пространству районов, — поделился с MSK1.RU архитектор.
Всего в Москве уже открыты четыре модернизированные школы. По словам мэра Сергея Собянина, начиная с 2025-го каждый год работы будут проводить в 100 учебных корпусах.
Программу «Моя школа», задача которой — модернизация в уже построенных школах, запустили в 2024 году. На время работ детей на время переводят в другие учебные корпуса.
В 2025 году из бюджета Москвы на образование потратят до 649,6 миллиарда рублей — на 18% больше, чем в прошлом году. Часть средств потратят в том числе на программу «Моя школа».
Один из авторов проекта — заместитель главы Департамента образования и науки Москвы — Александра Корнеева, рассказала, что план создавали с учетом пожеланий родителей и учителей.
— Мы старались, чтобы были учтены не только образовательные потребности, но и воспитательные — чтобы учителям хотелось работать в этой школе, а детям учиться, — поделилась Александра Корнеева. — Так родились эксплуатированные подоконники. Все об этом говорят — дети и взрослые — очевидно, что все хотят сидеть на подоконниках. Почему бы тогда не сделать их такими, чтобы на них можно было сидеть?
В основном, конечно, это не глобальные пожелания — в основном они касались каких-то деталей. Например, в середине процесса у нас педагоги школ сами выбирали мебель.
Андрей Асадов отмечает, что в вопросе реконструкции школ в первую очередь важна скорость работы.
— Тут главный фактор — скорость обновления. Например, распределить всех прикрепленных к поликлинике людей проще — бабушки смогут дойти и до соседней. Но в школе нужно постоянно учиться, есть уже сложившиеся классы, педагоги, — уточнил архитектор. — Поэтому, если старое здание разобрать, но оставить каркас и уже его отремонтировать, получится гораздо быстрее и экономичнее.
По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в выборе капитального ремонта вместо сноса здания есть «душевность».
— В этом есть, мне кажется, свое обаяние — когда мы помним старое и видим новое, улучшая уже существующую архитектуру, создавая новый стандарт для социальных объектов. Я вижу в этом большой потенциал — как можно типовую и, честно говоря, скучноватую постсоветскую среду заметно улучшить таким душевным подходом, — поделился Сергей Кузнецов.
Ранее мы рассказывали о нескольких случаях обрушения потолков в новых школах Подмосковья — в Раменском и Красногорске. Здания начали работать в сентябре 2024-го, но выдержать игры детей в коридорах не смогли.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».