
Лабораторные техники могут начать работать сразу после окончания колледжа
Когда мы идем сдавать анализы, мы всегда видим медиков, которые направляют нас на обследование или берут кровь из вены. Но в поле нашего зрения никогда не попадает человек, который изучает наш биоматериал и делает экспертное заключение. Для большинства пациентов это загадочный ученый, который колдует над пробирками, сидя в подвале. И мало кто представляет, как на самом деле выглядит его работа.
А между тем медицинский лабораторный техник остается важнейшим специалистом в медицине. Как говорят сами сотрудники, они «невидимые помощники между врачом и пациентом».
15 апреля отмечается Международный день специалиста по лабораторной диагностике. К этой дате MSK1.RU побывал в московском Медицинском колледже № 1, где обучают будущих работников лабораторий, и узнал, что собой представляет эта профессия. Публикуем репортаж из его стен.
Колледж с большой историей
Сегодня в Медицинском колледже № 1 обучают трем специальностям: сестринскому делу, лечебному делу и лабораторной диагностике. Студенты этих направлений учатся в разных корпусах — всего их четыре. В светло-желтом здании на Ивантеевской улице как раз готовят будущих лабораторных техников.

Раньше здесь находилась фельдшерская школа, организованная при Психиатрической клинической больнице имени П. Б. Ганнушкина. Затем ее преобразовали в Медицинское училище № 19. А в 2015 году оно стало частью Медколледжа № 1.
История самого Медицинского колледжа № 1 начинается в 1949 году, когда при больнице Тимирязевского района открыли Школу медсестер. В 1954-м на ее базе основали медицинское училище № 14. Под управлением врача-педиатра Екатерины Палецкой там функционировали два отделения — сестринское и акушерское дело.
В 70-е годы управлять училищем стал бывший военный врач Лев Ктиторенко. При нем в учреждении открылось еще одно отделение — лабораторной диагностики. В Московский медицинский колледж № 1 училище преобразовали в 1991 году, а впоследствии к нему присоединили еще несколько медучилищ.

Обстановка в колледже — самая что ни на есть медицинская. Все без исключения студенты приходят на занятия в белых халатах и шапочках. Многие подростки уже обуты в «кроксы», которые стали «врачебной классикой». Даже следующую пару в коридоре они ждут в полном обмундировании.

Бактерии, центрифуги и «зазубривание»
Мы заглядываем в кабинет, где детям рассказывают об основах общеклинических исследований. С первого взгляда трудно понять, кто выступает у доски — педагог или студентка. Но здесь это не редкость: большая часть преподавателей колледжа — молодые «медлабтехники», которые сами недавно окончили это учреждение.
20-летняя Анастасия Хижняк выпустилась из колледжа год назад. Училась с отличием, и сразу после выпуска ей предложили попробовать себя в роли преподавателя. Так она стала обучать студентов «Теории практики общеклинических исследований» и «Общим принципам устройства лаборатории». Что говорить: для них Анастасия Викторовна — настоящий подарок. Трудно представить педагога, который лучше нее поймет «зумеров» и будет с ними на одной волне.

«Профессия медицинского лабораторного техника сегодня очень востребована и важна в здравоохранении. Мы как невидимые помощники между врачом и пациентом: без результатов анализов, которые мы проводим, врач не сможет поставить диагноз», — объясняет MSK1.RU преподаватель.
Мы перемещаемся в «Кабинет освоения техники лабораторных работ». Именно здесь студенты учатся практическим навыкам. На столах стоят микроскопы, анализаторы, центрифуги, стекла, пробирки и другие банки-склянки — в общем, всё, что потребуется лабораторному технику.



В медицинский колледж № 1 подростки поступают после 9-го класса. В первый год обучения у них остаются общеобразовательные предметы, как русский язык и математика. Вместе с тем они начинают изучать профессиональные модули. Студентам рассказывают, как устроена лаборатория, на каком оборудовании им предстоит работать, каковы правила санэпидрежима.
«Обучение у нас делится на теорию и практику, — рассказывает MSK1.RU третьекурсник Дима Кудрявцев. — Мы проходим теорию, а на практике пробуем ее руками. Например, если брать микробиологию, мы сначала изучаем определенный вид бактерии, а на практике мы уже смотрим ее под микроскопом».

Дима на занятии у Анастасии Хижняк
После окончания школы Дмитрий долго думал над будущей профессией: были мысли пойти и в МЧС, и в полицию, и в медицину. Всё-таки победила последняя. Учиться, признается парень, бывает непросто: материала очень и очень много, а повторять его нужно постоянно, чтобы точно запомнилось. По словам студентов, тяжелее всего им дается биохимия — там как раз много формул и циклов, которые нужно вызубрить.

Обычно домой приезжаю — спать заваливаюсь. Либо что-то учить приходится. Нас готовят настоящими профессионалами.
Учебный день у третьекурсников начинается в 09:00, максимум в день бывает четыре пары. Часть занятий проходит непосредственно за микроскопами и другим оборудованием. Также в конце года студенты проходят практику в лабораториях ведущих медучреждений города.
«Мы в декабре были на практике в НИИ имени Склифосовского, — рассказывает второкурсница Карина Дехконова. — Было очень интересно! Я пошла в гематологию, определяла группы крови».

На халате Карины есть нашивка с изображением Hello Kitty
Карина сейчас учится во вторую смену: начинает в 12:00, а заканчивает в 19:00–20:00. На наш вопрос о том, почему девушка решила поступить в колледж, она отвечает честно: «Побоялась сдавать ЕГЭ». А вот медицину выбрала, поскольку с раннего детства любила «лечить и ухаживать за родителями и бабушкой».
«Лабораторная диагностика показалась мне чем-то новым, я про нее мало слышала, и поэтому мне захотелось попробовать. Оказалось, очень перспективная стезя», — отмечает студентка.
Любимый предмет второкурсницы — гематология. Любовь к дисциплине у девушки родилась из-за преподавателя, которая вела занятия. «Она прям горела этим!» — подчеркивает студентка.

Мне прямо нравится работать с кровью, это интересно!
Лабораторные техники работают в разных направлениях: это и микробиология, и гистология, и гематология. Иными словами, они исследуют весь биологический материал пациента, который приносят в лабораторию. И конечно, большая часть изучаемого материала скучная и однообразная. Но преподаватели пытаются максимально заинтересовать учеников, даже если бактерии их поначалу не увлекают.
«Многие думают, что лаборант — это человек, который что-то смотрит в микроскопе, сидя в подвале. На самом деле нет»
Дмитрий Белобородов — тоже выпускник, а теперь и преподаватель Медицинского колледжа № 1. После окончания учебы он получил дополнительную аккредитацию по гистологии и сразу пошел работать в лабораторию, а впоследствии стал старшим медицинским лабораторным техником одной из ведущих московских больниц.

В преподавание Дмитрий Сергеевич ушел после того, как взял под свою опеку студентов, которые пришли на производственную практику. Им нужно было набраться опыта для написания ВКР (выпускной квалификационной работы).
«Так как я являлся методическим руководителем студентов на базе практики, я имел право присутствовать у них на защите. На самом деле, я очень сильно к ним привязался, потому что понял, что какие-то амбиции в преподавательской деятельности у меня были, — рассказал Белобородов. — Мои выпускники защитились на „отлично“. И я решил, что как старший лаборант сделал для больницы всё, что мог, и нужно продолжать карьерный рост».

Моя задача как преподавателя — не просто идти на пары и что-то диктовать на лекциях. Мне надо, чтобы студент был влюблен в профессию медицинского лабораторного техника, чтобы он горел этим энтузиазмом.
Дмитрий Сергеевич отмечает: лабораторным техникам нужно быть чрезвычайно ответственными и организованными, потому что «в их руках жизнь другого человека». Допустишь малейшую ошибку, и пациенту поставят неверный диагноз.
«Мы не врачи, не медсёстры, не фельдшеры — не те специалисты, которые напрямую контактируют с пациентом. И многие думают, что лаборант — это человек, который что-то смотрит в микроскопе, сидя в подвале. На самом деле нет. Если бы не было лабораторной диагностики, наша медицина так не развивалась», — объясняет педагог.

Дмитрий старается максимально заинтересовать своих студентов: не спит ночами, чтобы подготовить креативные презентации, а на практических занятиях устраивает квизы. Потому что понимает, что так материал усвоится лучше, чем при простой диктовке материала.
«Ты открыл тетрадку и там шесть часов сорок листов пишешь. Это неинтересно. Я не совсем далеко по возрастной категории отошел от нынешних студентов, и мне бы самому было интересно, когда ты приходишь на занятия, а преподаватель вводит какие-то новые возможности в процесс обучения», — объясняет он.

Второкурсница Карина подтверждает: так знания дольше остаются в голове.
Самое главное — руки
Все профессиональные модули «метапредметные» и связаны друг с другом, говорит Дмитрий Белобородов. Гистология обязательно связана с физиологией, биохимия — с химией, общая клиника — с анатомией. Поэтому студентам нужно изучать много теории, а 70% занятий должна занимать практика.
Лабораторный техник — та профессия, которая стремительно меняется с развитием новых технологий. Раньше лаборантам нужно было работать только руками, основываясь на свои знания. Затем появились первые анализаторы. А сейчас в лабораториях в разы больше оборудования, и сотрудникам нужно уметь с ним обращаться.

Когда пациент идет к терапевту, самое первое, что делает врач — назначает анализ крови. Без лабораторного исследования терапевт просто не поймет, что происходит с пациентом.
«Сейчас нужно совмещать работу техника и технолога, уметь настраивать аппаратуру, уметь за ней следить, проводить контроль качества лабораторных исследований, менять реактивы аппарата, следить за его чистотой», — объясняет педагог.
Карина Дехконова показывает на загадочные для нас приборы в кабинете:
«Это анализатор, ты на нем выстраиваешь параметры, вставляешь пробирки, и всё такое. Есть центрифуга, куда тоже пробирки вставляются. Но самое главное — руки. У лаборанта все чувства должны быть вот так! — Карина щелкает пальцами. — Ты руками, глазами всё это должен ощущать, видеть и быть сконцентрированным на работе».



Несмотря на массовую автоматизацию, медлабтехник не может слепо доверять аппаратуре. Поэтому студентов обучают аспектам приготовления препарата (так называет готовый биологический материал) без учета лабораторного оборудования.
«Аппарат может сломаться, а техник, который его починит, может приехать через день или неделю. Работа встанет, а пациентам надо получить диагноз. Поэтому медлабтехник должен даже без учета оборудования приготовить препараты высокого качества», — говорит Дмитрий Белобородов.

По словам педагога, сложнее всего подросткам дается подготовка к экзаменам. Им трудно воссоздать воедино всю историю по профессиональному модулю, который длится по 2-3 года, и структурировать эти знания в голове. Поэтому Дмитрий Сергеевич настаивает, чтобы студенты начинали заранее готовиться к экзаменам:
«Я объясняю, что если вы сейчас не начнете учить, дальше будет сложнее, сложнее, сложнее. Это как снежный ком: вы не начали, он крутится, крутится, крутится, приходит момент экзамена, а у вас там валун такой здоровый!».

Карина признается, что хотела бы поработать в лаборатории Боткинской больницы. После выпуска из колледжа она планирует поступать в медицинский вуз, правда, на какую специальность, пока не решила. Но лабораторные техники могут начать работать сразу после окончания колледжа — для этого после выпуска им нужно пройти аккредитацию.
«Моя цель — это стать профессионалом, а не кем попало. И учить этому других, чтобы на работе был единый цикл работы, все знали, для чего они это делают», — поделился своими планами третьекурсник Дима.
Ранее мы показывали, как устроена госпитальная школа в московском Центре трансплантологии и искусственных органов имени В. И. Шумакова.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».