До марта 2022 года основными каналами размещения для российских блогеров являлись зарубежные платформы Youtube, Instagram (компания Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией) и TikTok. Согласно опросу российских инфлюэнсеров, проведенного агентствами TWIGA PR и TWIGA SMM 78% блогеров выразили уверенность, что блокировка и ограничение работы этих платформ сильно повлияет на их деятельность. Как следствие, 69% из них планировали увеличить присутствие на отечественных платформах.
На какие площадки переходят блогеры и с какими трудностями они сталкиваются
Как мы видим из этой аналитики, RuTube не заменил YouTube. Еще в марте российским блогерам отключили монетизацию на роликах, а также отключили рекламу перед роликами у российских пользователей. Большинство ютьюберов осталось на площадке. Если кто-то и уходил с нее, то в основном предпочтение отдали «ВКонтакте». Блогеры из «Инстаграма» перешли в «Телеграм».
TikTok повезло меньше, большая часть российских блогеров с этой площадки перетекла в «Телеграм», целых 89%. Еще в марте площадка временно запретила российским пользователям выкладывать контент, а в официальном приложении в рекомендациях перестали показываться ролики зарубежных пользователей. Доступ ко всем возможностям можно восстановить с помощью сторонних приложений, но большая часть всё же решила оставить площадку и перейти на другие.
Переход на отечественные платформы проходит не безболезненно. При попытках перенести свою аудиторию на другие площадки блогеры сталкивались с различными проблемами, такими как:
сложности с модерацией;
невозможность полностью перевести подписчиков на новую платформу;
разница в аудитории платформ;
особенности интерфейса;
отсутствие привычных метрик.
Из-за этого блогеры опасаются, что их доходы за этот год существенно снизятся. MSK1.RU уже писал о том, как резко упали доходы российских тиктокеров после того, как российским пользователям запретили выкладывать видео в официальном приложении.
По данным исследования платформы Perfluence, у блогеров с более 200 тысячами подписчиков в марте–апреле количество рекламных контрактов снизилось наполовину, запросы на размещение рекламы также не росли с конца февраля. У 30% опрошенных блогеров доходы снизились наполовину. А вот у менее популярных блогеров (до 50 тысяч подписчиков) спрос на рекламные публикации, наоборот, вырос.
Кто из знаменитостей перешел на российские площадки
Помните, как после объявления о блокировке Instagram* в России многие начали создавать каналы в Telegram и звали своих подписчиков туда? О том, как им дался переход на отечественные площадки, рассказывал Forbes. Издание также отметило, что все крупные блогеры пошли осваивать Telegram, и рассказало о самых популярных каналах российских знаменитостей.
Например, у Ольги Бузовой канал в Telegram существовал и до начала спецоперации и блокировки Instagram*. После блокировки соцсети количество ее подписчиков начало снижаться, к 1 сентября стало на 400 тысяч меньше (на 24 февраля их было более 23,2 миллиона).
В начале марта канал Бузовой в Telegram насчитывал 181 тысячу человек, а к 1 апреля — почти 800 тысяч. Впрочем, после этого рост остановился, а многие — отписались, так что сейчас канал Бузовой насчитывает 541 тысячу подписчиков.
Полноценно Ольга на Telegram не перешла, она до сих пор активна в обеих соцсетях.
Сильно упала Instagram*-аудитория Насти Ивлеевой. До марта у нее было около 19 миллионов подписчиков, на данный момент отписалось от нее более миллиона человек.
Как и у многих, в марте у Telegram-канала Насти наблюдался взрывной рост — с 360 тысяч подписчиков (которые были и до начала спецоперации) канал вырос до 700 тысяч человек. Однако потом и он стал терять аудиторию — сейчас канал насчитывает примерно 573 тысячи подписчиков. Отмечается, что Ивлеева всегда была более активна именно в «Телеграме».
Подрос канал и у Егора Крида. В январе Telegram-канал артиста насчитывал 152 тысячи человек, сейчас — около 373 тысяч (это немногим ниже, чем в апреле, отмечает Forbes). Посты в Telegram Егор Крид начал публиковать в феврале и делает это до сих пор.
Переходящих на российские площадки блогеров пытаются поощрить. Например, Премия Рунета (о ней мы писали ранее) в рамках Народного голосования учредила номинацию «Лучший блогер Рунета». Принять участие могут контентмейкеры с аудиторией от 10 тысяч подписчиков. Если хотя бы одна его публикация набрала 25 тысяч просмотров, это дает ему право выдвинуться на номинацию. Народное голосование стартует 1 декабря, и пользователи смогут выбрать лучшего блогера.
В Народном голосовании традиционно могут принять участие все желающие: номинанты могут подать заявку в трех категориях абсолютно бесплатно, а любой интернет-пользователь сможет отдать свой голос за понравившийся проект или блогера.
* Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой запрещена в РФ.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте»