MSK1
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Москве

Погода+13°

пасмурно, без осадков

ощущается как +10

3 м/c,

с-з.

746мм 25%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Развлечения «Старость наступает уже в 25». Нужны ли возрастные ограничения на киберспортивных соревнованиях — отвечают эксперты

«Старость наступает уже в 25». Нужны ли возрастные ограничения на киберспортивных соревнованиях — отвечают эксперты

Они предложили разрешить участвовать в соревнованиях по CS:GO подросткам

Подготовку к киберспортивным турнирам начинают примерно с 12 лет

Киберспорт продолжает стремительно набирать популярность. На международных мероприятиях молодые игроки получают огромные денежные призы, а сами чемпионы становятся едва ли не известнее голливудских актеров и зарабатывают миллионы долларов.

Карьеру в киберспорте обычно начинают в подростковом возрасте, однако Россия — единственная страна, в которой сохранились возрастные ограничения. В соревнованиях по CS:GO (18+) и CS2 могут принимать участие только совершеннолетние (не прокатит даже письменное разрешение от родителей). Например, самому молодому парню из команды Virtus.pro на данный момент 19 лет.

Counter Strike — многопользовательский шутер от первого лица. Игроки разделяются на две команды: террористы и спецназ. Первые закладывают бомбу, а вторым нужно ее разминировать. Призовой фонд в первом соревновании в 2013 году составлял $250 тыс., а сейчас вырос до $2 млн.

Из-за того, что игроки начинают тренироваться на киберспортивной сцене примерно с 12–14 лет, постоянно возникают споры: нужно ли снижать возрастное ограничение для соревнований по Counter Strike.

Разрешать ли подросткам играть на профессиональном уровне

Недавно эксперты в области киберспорта поддержали инициативу руководителя центра развития цифрового спорта Уфимского университета науки и технологий Святослава Пегова снизить возрастное ограничение, чтобы позволить юным киберспортсменам успешно тренироваться.

— На данный момент минимальный возраст человека, допущенного к занятиям определенным видом спорта, определяется соответствующим федеральным стандартом по виду спорта. Согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт», минимальный возраст лица для зачисления на начальный этап спортивной подготовки составляет 12 лет, — заявил Пегов.

Экспертиза Роскомнадзора в 2020 году определила, что в CS присутствуют сцены жестокости. В документе говорится, что игра, «основной функцией которой является организовать командную солидарность, не может иметь в основе принципы, разрушающие общественные табу, такие как «не убей»».

— В данной игре, где цель игрока убить как можно больше противников, обесценивается человеческая жизнь, отсутствует адекватная мотивация, оправдывающая убийство, нарушаются морально-нравственные основы общества, — говорится в тексте экспертизы.

При этом Святослав Пегов утверждает, что в игре нет призывов к антиобщественному поведению и, тем более, оправдания насилия. По его словам, уровень условности насилия соответствует занятиям страйкболом, чей федеральный стандарт спортивной подготовки допускает занятия с 14 лет.

Эксперты предлагают не только снизить возрастное ограничение для соревнований, но и передать регулирование из Минцифры в Минспорт и спортивные федерации. Как с возрастным ограничением фильмов, которое регламентируется федеральным законодательством о поддержке кинематографии.

Что именно предлагают эксперты

Святослав Пегов предложил внести в статью 6 ФЗ-436 пункт с определением: «Классификация информационной продукции, представляющей собой видеоигровой продукт, используемый в качестве дисциплины вида спорта». А также в статью 6 ФЗ-436 предлагают добавить пункт о допуске детей и подростков к этой игровой продукции с многопользовательским режимом. При этом сюжетную часть игр для одного игрока будут оценивать отдельно.

— В случае, если у видеоигрового продукта имеется однопользовательская сюжетная часть, классификация этой части осуществляется отдельно и только в соответствии с настоящим Федеральным законом, не задействуя федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта, — пояснил Святослав Пегов.

По официальным данным портала HLTV, отвечающего за мировой рейтинг профессиональных игроков и команд в Counter Strike, наиболее высокие спортивные результаты показывают профессиональные киберспортсмены в возрасте от 19 до 23 лет. Таких результатов просто невозможно достичь, если игроков не будут допускать к тренировкам до 18-ти.

С предложением Пегова солидарен Директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко.

— Важно учитывать, что есть принципиальные различия в подходе к игровой деятельности у обычных геймеров и людей, использующих видеоигры в тренировочном и соревновательном режимах. В момент использования игры в качестве спортивного инвентаря процесс всегда строго регламентирован и подконтролен. Поэтому никакой опасности для здоровья и психики не представляет. В этом принципиальное отличие киберспорта от гейминга.

Геймеры играют ради развлечения, бессистемно и бесконтрольно. А профессиональные игроки занимаются киберспортом по определенной системе

Какие возрастные ограничения у других игр

У киберспортсменов также популярными играми являются Dota 2 и League Of Legends. Официальных возрастных рейтингов в России у них нет, для этого требуется провести отдельную экспертизу. В международной системе ESRB их оценивают как игры для подростков от 13 лет.

— Поскольку игры стратегические и происходят в фэнтезийном мире, их возрастной рейтинг достаточно низкий. Вообще, в международных системах критерии оценки представляют собой сугубо чеклист объективно выявляемых компонентов: к каждому возрастному рейтингу на коробке с игрой прилагается список вещей, за которые этот рейтинг был присвоен. Например, на коробке с консольной игрой вы увидите что-то вроде ESRB — T (Mild Violence, Crude humor, Infrequent strong language) — то есть легкие сцены насилия, грубый юмор, — объяснил MSK1.RU Святослав Пегов.

В международных системах влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

1 из 2

В Китае, например, некоторые игры находятся на собственных серверах. Из-за того, что китайских игроков очень много и они приносят огромную прибыль, разработчики готовы вносить изменения в сами игры, чтобы они могли пройти комиссию и цензуру.

— Китай понимает важность проекции «мягкой силы» через киберспорт, поэтому «международной» Dota 2 уделяется значительное внимание, и китайские команды одни из сильнейших в мире, — добавил Святослав Пегов.

«Старость наступает уже в 25»

По данным исследования компании NewZoo, темой киберспорта интересуется 10% россиян в возрасте от 12 до 64 лет. Для того чтобы стать профессиональным игроком, тренироваться начинают, как и в обычном спорте, с довольно маленького возраста.

— Средний возраст профессионального игрока в Dota 2 составляет примерно 22 года, в Counter-Strike:Global Offensive(CS:GO) — 23 года. Но чтобы стать профи, нужно тренироваться около 10 лет, то есть начинать как раз в 12–13 лет, — рассказал MSK1.RU директор Межконтинентальной киберспортивной лиги Александр Горбаченко.

Если говорить о профессиональной игре, спортивная старость в тех же Dota 2, Starсraft 2 или CS:GO наступает обычно уже в 25 лет

— Такие киберспортивные дисциплины как «боевая арена», «стратегия в реальном времени» и «тактический трехмерный бой» требуют очень быстрой, а главное хорошо скоординированной работы рук и мозга. В таких динамичных играх как СS:GO, Starсraft 2, Dota 2 и League of Legends для киберспортсменов критически важен такой параметр как количество кликов мышью в минуту. Чем моложе спортсмен, тем выше у него этот показатель. У профессиональных игроков в мировом топе он обычно запредельный как раз в возрасте между 12 и 23 годами, а потом начинает снижаться, — добавил эксперт.

Самые молодые и успешные киберспортсмены

Говоря о молодых российских игроках, в пример часто приводят Илью «M0NESY» Осипова (выступал за команду NaVi по CS:GO, а затем перешел в европейскую G2). Он родился в подмосковном Орехово-Зуево в 2005 году.

— Илья уже с 14 лет показывал хорошие результаты в CS:GO, а в 16 лет он стал выступать за топовую киберспортивную организацию G2. Предоставив детям легальную возможность тренироваться и участвовать в соревнованиях, мы можем сильно увеличить количество профессиональных игроков в России и подобных историй успеха. Как следствие вырастет и конкурентоспособность нашей страны на уровне мирового киберспорта, рассказал преподаватель и проектный менеджер факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия» Егор Скоков.

В 2023 году парень взял первые места в составе G2 на соревнованиях в Катовице ($400 тыс.) и в Кельне (аналогичный приз).

Одним из подающих надежды молодых игроков является 17-летний Данил «Donk» Крышковец из Томска. Он начал играть в пять лет вместе со своим братом, а когда подрос, начал тренироваться для профессионального киберспорта. С учебой у него всё было хорошо, поэтому родители не вмешивались в увлечение сына.

Позже Данил сыграл пару матчей с одним из тренеров успешной организации Team Spirit Алексеем «OverDrive» Бирюковым и посоветовал его академии. Однако контракт подписывать не спешили как раз-таки из-за возрастных ограничений.

Попав на один из самых важных турниров года IEM Katowice 2024, Данил продемонстрировал невероятный уровень игры. На том турнире ни одна команда не смогла победить Team Spirit. Портал HLTV признал выступление donk самым лучшим дебютом на больших турнирах за всю историю игры. В последнем матче Данил стал единственным игроком команды, кто вышел в «плюс» по статистике и стал лучшим игроком команды.

Киберспортсмен из Пакистана Сумаил «SumaiL» Хассан в 2015 году стал самым молодым чемпионом The International в истории. SumaiL выиграл главное соревнование по Dota 2 в возрасте 16 лет. Тогда он выступал за американскую организацию Evil Geniuses (пер. «Злые гении»).

В 2016-м журнал Time включил его в список 30 самых влиятельных подростков мира — впервые в этот рейтинг попал киберспортсмен.

К слову, недавно CS:GO попала в центр скандала. Он разгорелся после того, как в шутере появилась двухуровневая карта по мотивам столичного Дептранса. Верхняя часть карты — электробусное депо, а нижняя — станция метро «Киберспортивная».

Карту создали для турнира Большой Киберспортивной Лиги, и в процессе станция была взорвана. После турнира игровым терактом заинтересовались в «Организации развития игровой индустрии», которые направили запрос в СК. Эксперты в разговоре с MSK1.RU заявили, что пропагандировать ничего не собирались и напомнили о других провокационных «стрелялках».

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем