До российского проката добралась «Анора» (18+) — драмеди, которое в этом году наградили «Золотой пальмовой ветвью». Шон Бэйкер вновь снял историю о маленьком человеке, который отчаянно хочет добиться успеха. Главную героиню сыграла Майки Мэдисон — актриса, известная по небольшой роли в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде» (18+). Аккомпанировали ей русскоязычные артисты — Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Алексей Серебряков и Дарья Екамасова.
Разбираемся, чем эта картина так зацепила жюри кинофестиваля и почему «Анору» можно считать одной из лучших картин года.
Анора (Майки Мэдисон) живет в Бруклине, работает танцовщицей в ночном клубе и предпочитает, чтобы ее звали Эни. Жизнь девушки идет своим чередом, пока заведение, в котором она работает, не посещает юноша по имени Иван (Марк Эйдельштейн). Ваня — сын известного олигарха Николая Захарова (Алексей Серебряков). Так как с английским у него беда, молодой человек просит владельца клуба позвать девушку со знанием русского. Пригласили Эни — языку ее научила бабушка, выросшая в СССР.
Слово за слово, и двое оказываются сначала в ВИП-комнате, а затем у Ивана в особняке. Юноша влюбляется в Анору и не жалеет на нее денег, девушку это более чем устраивает. В последний день совместного отпуска Ваня делает ей предложение. Они играют свадьбу, но счастливой семейной жизни случиться не суждено — о женитьбе узнают родители мальца.
Пока обеспокоенные мать (Дарья Екамасова) с отцом мчат в Америку, приглядывать за молодыми отправили Тороса (Карен Карагулян), Гарника (Ваче Товмасян) и Игоря (Юра Борисов). От страха Иван сбегает, а Эни заставляют помогать в его поисках. Также девушку вынуждают согласиться на развод с мужем — родителей Вани смущает, что издание «Аргументы и факты» называет их невестку проституткой.
Шон Бэйкер — режиссер удивительных, тонких драм про современную Америку. Его картины всегда человекоцентричны — на первом месте всегда оказываются главный герой и ворох его проблем. Назвать персонажей Бэйкера героями можно только условно, ведь чаще всего протагонисты его кинолент — секс-работники. Постановщик сопереживает людям в самом низу социальной иерархии и из раза в раз говорит о расслоении общества в родной стране. Новый фильм режиссера не стал исключением.
«Анора» — это приземленная история о несчастной девушке, которая выиграла золотой билет. Она не меркантильна и не охотится за деньгами, но при этом ей важно чувствовать почву под ногами. Богатство для Эни — гарантия того, что завтра не придется танцевать на коленках у очередного похотливого клиента. О прошлом героини мы можем лишь догадываться, но, судя по крупицам информации из уст самой Аноры, счастья, любви и материальных благ она не знала никогда.
В противовес — богатенький дурачок Иван. С детства мальчик купался в роскоши, а теперь живет в Америке за счет родителей и в ус не дует: каждый день вечеринки, доступные женщины и всевозможные удовольствия. Ему ничего не стоит заплатить Эни несколько десятков тысяч долларов — для него эта сумма не значит ничего. А вот Анора цену деньгам точно знает.
Для Майки Мэдисон это первая большая роль в карьере. Квентин Тарантино в «Голливуде» лишь подсветил талант молодой актрисы, а вот Шон Бэйкер раскрыл его по полной. Мэдисон до ужаса пластична (и речь не о телесной грации): она прекрасна как в драматических сценах, так и в комических. Анора — Золушка, у которой не получилось. И дело тут не в самой принцессе, а в непутевом принце.
Марк Эйдельштейн, которого на Западе прозвали русским Тимоти Шаламе, сумел здорово изобразить эту юношескую непутевость и беззаботность. Его герой вечно говорит чушь, не пропускает ни одну вечеринку и, конечно же, ненавидит родителей. Разница в возрасте между Иваном и Эни всего два года, но разница в мировоззрении колоссальная. Она уже успела познать жизнь без прикрас, а он ведет себя так, будто совсем недавно вылез из пеленок. Всё это заслуга сценаристов и артистов.
Яркое впечатление оставляет троица полубандитов-полугопников-полурешал в исполнении Борисова, Карагуляна и Товсамяна. Трудно понять, почему российский олигарх работает с этими людьми, но зрителям это только в радость — весь юмор в фильме исходит именно от них. Правда, Игорь, герой Юры Борисова, — больше трагическая фигура, чем комическая. Но об этом позже.
Карен Карагулян и Ваче Товмасян обаятельны и по-хорошему смешны. Они говорят между собой на армянском, бросаются колкостями и попадают в нелепые ситуации. Будто вместе с этими артистами незаметно на съемочную площадку проник дух Леонида Гайдая.
Об Алексее Серебрякове и Дарье Екамасовой много не скажешь — они хороши, но экранного времени у них всего на пару минут. Позабавил момент с гомерическим смехом Николая Захарова — Серебряков ту сцену безбожно украл. Молодец.
Неожиданно Шон Бэйкер обошелся с Игорем. Выставив его сперва недалеким гопником, режиссер (он же и сценарист) постепенно, ближе к третьему акту, сделал его важным для Аноры человеком. Если поначалу кажется, что никаких чувств этот болванчик испытывать и выражать не умеет, то к финалу становится ясно, что Игорь — душа всего фильма. Но это территория спойлеров. Стоит сказать лишь то, что Борисов — украшение этого фильма.
Бэйкер вновь снял местами сентиментальное, но вместе с тем честное кино, которое не строит иллюзий насчет этой жизни. Чудес с героями Бэйкера никогда не происходит, будто они рождены без права на достойное существование. Каждый из них обречен жить в нищете и одиночестве. Найти родственную душу или деньги для этих людей — задача, к сожалению, невозможная. И дело не в выученной беспомощности или обычной лени. Просто обществу они не нужны. А без одобрения общества существовать невозможно — ты всегда и везде будешь самозванцем.
Хотели бы посмотреть фильм «Анора»?
Ранее мы рассказывали, что не так с новым «Джокером» (18+). Почитайте также, почему стоит посмотреть продолжение триллера «Платформа» (18+).
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш стайлера Dyson и трех Яндекс.Станций Мини среди подписчиков.