В российских кинотеатрах уже вышел новый фильм Стивена Содерберга «Присутствие» (18+). Это триллер, но не простой, а с изюминкой: вся картина снята глазами призрака, живущего в обычном доме. Постановщик в очередной раз экспериментирует, и на этот раз получилось довольно любопытно, хоть и не слишком страшно.
Сюжет фильма
Семья переезжает в большой загородный дом. Место старое, но его только что отремонтировали. Родители уже немолодые, у них двое детей-подростков. Мама, Ребекка (Люси Лью) — главный добытчик в семье, она работает в сфере финансов. Ее муж Крис (Крис Салливан) — человек мягкий и безумно тревожный. Сын Тайлер (Эдди Мадэй) — многообещающий пловец, а дочь Хлоя (Каллина Лян) находится в депрессии: недавно ее лучшая подруга Надя умерла от передозировки наркотиков, как и еще одна девушка, которую знала Хлоя. Но семья — не единственные обитатели дома: в нем живет привидение.
В чем заключается эксперимент
Новый фильм Стивена Содерберга «Присутствие» рассказывает историю с точки зрения привидения. Содерберг, как всегда, сам стоит за камерой, снимая длинными планами на широкоугольный объектив. Он, аки невидимый наблюдатель, бродит по дому, подслушивая разговоры жильцов. Вместо привычного монтажа — только периодические затемнения экрана. Действие разворачивается исключительно в стенах дома, ведь призрак, по понятным причинам, не может его покинуть.
Сценаристом выступил Дэвид Кепп, известный по множеству блокбастеров, но при этом питающий слабость к камерным мистическим историям («Отзвуки эха» (18+)). Не совсем ясно, что кроме любви к жанровому кино и солидного возраста объединяет его с Содербергом, но их предыдущая совместная работа, постковидный триллер «Кими» (18+), получилась весьма неплохой. Более того, Кепп написал сценарий и для следующего фильма Содерберга — шпионского триллера (да, ребята настолько любят этот жанр) «Черная сумка», который выйдет совсем скоро.
Страшно ли его смотреть
Хотя «Присутствие» позиционируется как фильм ужасов, хотя на деле это не совсем так. Можно с натяжкой назвать его триллером, и то только благодаря финалу. Содерберг и Кепп используют лишь базовые элементы остросюжетного кино, не особо заботясь о проработке деталей. Загадка, на раскрытие которой зритель вправе рассчитывать, присутствует, но она скорее намечена, чем вдумчиво продумана, и в ней нет ничего сверхъестественного — лишь отголоски современных проблем из новостных сводок.
Призрак большую часть времени просто наблюдает за происходящим, хотя и способен, например, передвигать предметы. Хлоя, самая чувствительная из героев, первой начинает подозревать присутствие чего-то потустороннего. Остальным членам семьи нужны реальные доказательства — с этим героям помогает экстрасенс.
Плюсы и минусы фильма
Семья в фильме показана очень реалистично, с проблемами, которые встречаются у многих. Мать — непростой человек, который пьет коньяк после работы и откровенно говорит сыну, что он ее любимчик. А еще на работе у женщины проблемы с законом. Отец несчастлив в браке и хочет уйти. Дочь-подросток встречается с неприятным парнем. В общем, всё довольно печально.
Если бы не наличие призрака и его персональной оптики, «Присутствие» ничем не отличалось от классических семейных драм. Благо Содерберг понимает, как превратить заурядную историю во что-то большее. Привидение подглядывает за героями, словно скрытая камера. Режиссер, похоже, пытается понять, где граница между простым наблюдением и активным участием в жизни героев, а еще углубляется в исследование киноязыка и роли операторской работы в нем.
Скорее всего, картина понравится только узкому кругу зрителей. Для большинства это будет просто еще один красивый, но пустой фильм, которых у Содерберга уже было много. Для других же лента станет если не откровением, то произведением «на подумать».
Хотите посмотреть и составить все мнение?
Ранее мы рассказывали о плюсах и минусах нового ужастика — «Вульфмен» (18+): говорят, он «зайдет» любителям ретро.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во »ВКонтакте».