14 апреля — не самый удачный день для мореплавания. Помимо нынешнего происшествия в Черном море (на ракетном крейсере «Москва» случился пожар, позднее корабль затонул при шторме), в этот день ровно 110 лет назад произошло самое известное кораблекрушение в мировой истории — гибель лайнера «Титаник». В своей колонке историк Андрей Ермоленко объясняет, что к катастрофе привело стечение обстоятельств и бездействие многих людей.
Крушение самого большого пассажирского судна в мире, трансатлантического лайнера «Титаник», повлекло гибель 1496 человек. Спаслись всего 712 пассажиров. Из Великобритании в Северную Америку на «Титанике» в первом классе направлялись известнейшие и одни из самых состоятельных людей того времени. Их гибель в апреле 1912 года, равно как и катастрофа гигантского судна, казавшегося непотопляемым, вызвала огромный резонанс во всем мире. Два года на планете обсуждали гибель «Титаника», и только разразившаяся летом 1914 мировая война «перебила повестку».
Почему же затонуло гигантское судно и погибло такое большое количество пассажиров? Сегодня, спустя ровно 110 лет, это совершенно ясно. К катастрофе привело стечение обстоятельств и действий (бездействия) многих людей:
— Крайне неудовлетворительный порядок несения службы на судне. Игнорирование сложной ледовой обстановки и многочисленных предупреждений со встречных судов о дрейфующих льдах.
— Движение с большой скоростью ночью в условиях ограниченной видимости. Айсберг был замечен вахтенными всего лишь в 650 метрах прямо по курсу. На скорости 42 км/ч до столкновения оставалось меньше минуты.
— Попытка отвернуть от айсберга привела к фатальным последствиям — «Титаник» ударил по нему не носом, а бортом. Вследствие давления массы льда на борт судна не выдержали заклепки, скреплявшие листы обшивки. Заклепки лопнули, обшивка пяти носовых отсеков частично отошла — в образовавшиеся узкие зазоры между листами хлынули потоки воды.
— Некачественные материалы. Те самые заклепки, как выяснилось позднее по итогам следствия, были изготовлены из стали низкого сорта, потому и лопнули.
— Погодные условия: штиль. На поверхности моря была очень легкая рябь, и вокруг айсберга не появилось видимых издалека белых «барашков» на вершинах волн.
— Астрономическое явление: безлунная ночь. Темнота усугубила ситуацию, впередсмотрящие очень поздно увидели айсберг.
— Стечение обстоятельств: несмотря на то что всего лишь в 32 милях от гибнущего «Титаника» находилось другое судно, пароход «Калифорниэн», оно не пришло на помощь. Причина банальна — радист «Калифорниэна» в час ночи просто ушел спать. Если бы сигналы с тонущего судна были приняты, «Калифорниэен» успел бы прийти на помощь еще до затопления «Титаника».
— Недостаточный комплект спасательных шлюпок на «Титанике». По нормам того времени количество шлюпок рассчитывалось исходя из грузоподъемности судна, а не количества пассажиров на нем. На борту имелось всего 20 шлюпок, рассчитанных менее чем на 1200 человек.
«Команда судна, вышедшего в свой первый рейс, не была обучена действовать по тревоге. Вскоре началась паника»
Посадка в шлюпки происходила неорганизованно — команда судна, вышедшего в свой первый рейс, не была обучена действовать по тревоге. Вскоре началась паника. Всё это привело к нерациональной загрузке шлюпок. Катастрофа развивалась быстро. От касания айсберга до затопления гигантского судна прошло около двух часов. Спасаясь, люди прыгали с борта «Титаника» в воду и очень быстро гибли: температура воды составляла -2 градуса Цельсия (температура замерзания у соленой воды ниже, чем у пресной).
Гибели «Титаника» впоследствии было посвящено множество кинолент. Наиболее правдивым и практически документально достоверным является оскароносный фильм Джеймса Кэмерона 1997 года. При подготовке сценария и съемке фильма использовалось большое количество исторических источников, а сам Кэмерон 12 раз погружался на дно Северной Атлантики к обломкам «Титаника».
Ранее историк Андрей Ермоленко рассказывал о черном рынке и расстреле за скупку долларов в СССР и о том, как Москва 60 лет назад за три недели победила черную оспу.