Юго-Восточная хорда — многополосная автомагистраль, которая строится в Москве. Некоторые участки располагаются в 10–20 метрах от жилых домов. Один из таких домов находится в Текстильщиках, по адресу Люблинская улица, 5/1. Еще несколько лет назад напротив здания были сквер, детские площадки и густые заросли деревьев. Но из-за строительства ЮВХ деревья спилили, а детские площадки снесли. Теперь в нескольких десятках метров от жилого дома строится многополосная магистраль. Жители жалуются на постоянный шум, оседающую в квартирах пыль, частые поломки ЖКХ и оползающий грунт под домом.
Строительство Юго-Восточной хорды (ЮВХ) должно завершиться в конце 2023 года. 28-километровая магистраль пройдет через 22 района: от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе и соединит крупные автомобильные магистрали города — Рязанский проспект, ТТК, Волгоградский проспект, Каширское шоссе, МКАД с выходом в Новую Москву и другие.
Татьяна живет в этом доме 51 год, Денис — 20 лет. Они — активные жители района, которые уже несколько лет борются за комфортную жизнь в условиях строительства ЮВХ.
— Все ли нормы при строительстве ЮВХ были соблюдены?
— Тут всё было неправильно. Общественные слушания по ЮВХ проходили в здании школы. На них просто никого из жителей не пустили. Зал на собрании заполнили «мертвые души» — люди, которые не имеют отношения к району. Они пришли раньше, мест больше нет. Охрана больше никого не пускала — те, кто рвался задать свои вопросы, так и остались снаружи, — говорит Денис.
По документам место, где строится дорога, — это улица. На улицах скорость движения автомобилей не превышает 60 км/ч, и их можно строить в 50 метрах от дома. У нас расстояние с одной стороны дома до ЮВХ и правда 50 метров, а с другой — около 27. Собянин же говорит, что ЮВХ — это скоростная магистраль, а на них максимальная разрешенная скорость 110 км/ч. Нормы не выдержаны. Плюс, если будут ставить шумозащитные экраны, а это даже не подтверждено, их высота будет 4 метра. Это очень слабый уровень шумозащиты и откровенная манипуляция с нормами по шуму.
Озеленение планируется делать, как во всех подобных строительных работах. Сначала мы всё срубим, потом построим дорогу через сколько-то там лет. И после окончания строительства, может быть, будет озеленение. Вот только всё не так просто.
«В нескольких метрах от крупных магистралей нельзя сажать ничего, кроме кустарников. Поэтому рассчитывать можно на то, что будет еще хуже»
Сейчас хотят вырубить и те островки деревьев, которые жители защищали своими телами. Они просто обнимали их, когда началась вырубка. А ведь многие деревья посадили сами жильцы когда-то давно.
— Каким-то волшебным образом нам удалось добиться, чтобы они не забрали у нас вообще всё, — делится Татьяна. — Поэтому изначально поставили в план парковки вместо деревьев. Там, где остался зеленый кусочек, и хотят сделать парковки. И если построят, то озеленять вообще будет нечего.
Вообще есть стойкое чувство, что всем государственным инстанциям на нас плевать. Моя знакомая 28 мая гуляла с собакой и увидела через решетку, что в подвале вода поднялась до верха. Сразу забили тревогу. В первый раз я оставила заявку, чтобы воду откачали. Но она была записана как «Слышен шум воды», и ее просто закрыли. Еще у нас около дома из-за ЮВХ меняют трубы отопления, копают землю. И утром на следующий день после затопления я увидела, что яма выкопана прямо вплотную к дому, а свай нет.
— Мой отец — строитель, — говорит Денис. — Он сказал, что это серьезное нарушение регламента работ. Сначала ставятся подпорки, потому что без них грунт может просто оползти, а за грунтом и весь дом поедет. Жилье станет аварийным, и придется его расселять. Мы вызвали сотрудников МЧС, а они сказали, что не нашли дорогу. Вот так просто и уехали. Потом Мосводоканал приезжал два раза, в первый раз откачали воду из подвала, но на следующий день мы увидели намокшие стены подъезда и воду прямо на лестнице первого этажа. Во второй раз всё уже полностью откачали. А сваи под дом поставили только 31 мая после нескольких жалоб. Но склон уже потек.
— А как жители района боролись со строительством ЮВХ?
— Я лично собирал подписи против ЮВХ, — продолжает Денис. — В итоге почти 1500 жителей нашего и ближних домов подписались против ее строительства. Но желание людей проигнорировали. А когда уже началась стройка, то оказалось, что у строителей нет разрешения на работы. Они заехали на объект, на котором не имели права что-либо делать. Не раз нарушали нормы по шуму — иногда работы велись и после 11 часов вечера. После жалоб во всевозможные инстанции это прекратилось. Нам помог Павел Тарасов, депутат Мосдумы от нашего района. Он писал много запросов насчет шумозащитных окон, и благодаря его помощи их почти полностью поставили только в нашем доме. Хотя это должны были сделать еще до начала строительства и не только нам. Каждой мелочи приходится добиваться.
Сейчас наши квартиры подешевели на 1,5–2 млн рублей. Мы жили в хорошем, тихом и зеленом месте. Я помню, как рассказывала, как у нас много деревьев, свой сквер, свои детские площадки, — говорит Татьяна. — Ну вот. Теперь всё. Нас никто не спросил перед тем, как лишить нас всего этого. Теперь наш дом — пыльная громкая стройка.
Ольга Ментюкова — помощница депутата КПРФ Павла Тарасова и активная жительница Текстильщиков. Она рассказала о том, как за строительство ЮВХ «проголосовали» мертвые люди, и о радиационной угрозе из-за запуска магистрали.
— Моя семья участвовала в общественных слушаниях по поводу ЮВХ. Когда мы стали проверять документы, то обнаружили, что трое наших умерших родственников вписаны как проголосовавшие за этот проект. И с этого момента я начала включаться в эту тему. Сначала мы хотели, чтобы хорду просто перенесли. Но город не дал этого сделать, так как тогда хорда чуть задевала бы нефункционирующий кусочек территории завода железобетонных изделий. Хотя я думаю, что причина в другом. Ту землю отдали ПИКу, который построил на ней ЖК «Волжский парк». Мы вели переговоры, предлагали конкретные проектировочные решения, чтобы сохранить сквер, это было возможно. Но все эти варианты в итоге были отвергнуты, — рассказывает Ольга.
Всё, чего удалось добиться, — оставить тонкий ряд деревьев у хорды. В тот день, когда сквер спиливали, мы выходили и защищали их собой. Потом мы провели ОСС (общее собрание собственников), где согласовали сохранение деревьев вместо строительства парковок. Но сейчас я вам зачитаю сообщение от одного из них: «За сохранение зеленых насаждений и против парковок проголосовали чуть более 50% собственников домов, остальная половина не голосовала. Но, по информации района, они за парковки, просто не участвуют в общественной жизни дома. Их мнение, пусть и не на бумаге, тоже надо учитывать». Отличная формулировка. Как-то пытаются увильнуть, чтобы спилить оставшиеся деревья и сделать здесь парковки. Несмотря на то что жители этого не хотят.
— В чем выгода строить здесь парковки?
— Я обсуждала этот вопрос с представителем управы — Натальей Хохловой. Она мне говорила, что здесь по нормативам для проезда техники мало места. Хотя еще в 2020 году мы собирали подписи за то, чтобы парковку под эстакадой отдали жителям домов. А сейчас уже говорят, что парковки под эстакадой не будет. Так что это пока подвешенный момент. Это мы обсуждали с Мосинжпроектом, там были представители Генплана и Минстроя.
— В Царицыно есть ядерный могильник, где строится часть ЮВХ. Говорят, что радиацию может разнести по всей Москве после открытия магистрали. Это так?
— Есть разные мнения на этот счет. Я разговаривала с физиками и хорошо знакома с представителями инициативной группы из Замоскворечья, которая этой проблемой занималась. Проблема с могильником есть. У меня есть знакомый физик-ядерщик, который работает в МГУ, ученый с мировым именем. Не могу сказать, как его зовут, по понятным причинам. Когда он узнал, какие там замеры, он был в шоке. Не верил вообще, что такое в Москве возможно. Но на тему того, насколько это опасно, исследований нет. Как у нас такие исследования появляются? Экспериментальным путем.
«Людей специально такими малыми дозами радиации никто не облучал. Сейчас там пытаются какими-то косвенными способами это всё замерить»
Но дело в том, что Москва не дает никакой статистики по уровню заболеваемости онкологией по районам — вырос он или нет. По Москве такая статистика есть, а именно по районам — нет. От знакомых, которые там живут, я знаю, что у их собак стала появляться онкология. Каких-то обширных данных нет, это просто мои знакомые. Не факт, что здесь, в Текстильщиках, будет лучше. Дышать выхлопами от многополосной магистрали на таком расстоянии от домов — еще неизвестно, что опаснее.
Ранее стало известно, в каком районе Москвы самый богатый руководитель: чиновники задекларировали квартиры, дома и люксовые авто. MSK1.RU выпустил большое расследование о том, кому принадлежит Тверская улица.
Самую оперативную информацию о жизни столицы теперь можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».