
Если вы увидите на улице толпу ребят в берцах, которые размахивают триколором и имперским флагом, то не пугайтесь сразу. Возможно, это патриотически настроенная молодежь идет сдавать кровь военнослужащим, участвующим в спецоперации на Украине.
Эти ребята верят в светлое будущее родины. Они собираются каждые два месяца и маршируют в ближайший донорский центр. Кажется, что количество таких молодых патриотов растет с каждым днем.
Мы поговорили с двумя парнями-активистами из этой группы — Максимом Савчковым и Леонидом Лебедевым. Обоим по 20 лет. Первый сразу после школы отслужил в Росгвардии и сейчас поступает в университет, второй — работает во «Вкусно — и точка» и пока только готовится к незабываемому году службы в российской армии. Они оба только недавно начали сдавать кровь — стаж всего несколько месяцев, но останавливаться не собираются.
«Патриотизм — под танк с гранатой прыгать»
— Почему решили сдавать кровь? Порыв патриотизма?
Леонид:
— Мы с Максимом списались, когда всё началось. Он меня позвал сдавать кровь. Мол, спецоперация, всяко раненым парням пригодится. Собрались большой группой и поехали в донорский центр.
Максим:
— Когда началась спецоперация, то в наших соцсетях сразу появилась агитка, мол, сдавайте кровь на нужды армии. Хотя замечу, что официально в СМИ на этот счет ничего не говорилось. Ну вот мы и решили с товарищами, что это будет хорошей идеей, чтобы лишний раз собраться вместе. Так сказать, поддержать страну малым делом. Ну мы натащили, конечно, флагов и прочей атрибутики с собой, но лично для себя я бы даже не сказал, что это было порывом патриотизма. Считаю, что патриотизм — это под танк с гранатой прыгать. А кровь сдать — это так, считай, акт сознательного гражданина.

— Как проходит процесс сдачи крови?
Леонид:
— Когда ты приходишь в донорский центр, у тебя сначала берут кровь из пальца. Определяют группу крови и выясняют, есть ли у тебя какие-либо заболевания. Если всё хорошо, то ты садишься в специальное сидение, и тебе вставляют большую иглу в вену. Ее даже не чувствуешь, на самом деле медики делают всё аккуратно. Затем дают больничный на два дня. Это чтоб ты поел, ресурсы организма восстановил.
Максим:
— Правда, если ты девушка или имеешь слишком жилистые руки, то не факт, что из тебя хоть что-то выкачают. Но в любом случае заплатят за полноценную донацию 450 мл. Еще чаем горячим с печенюгами напоят, типа, полезно для здоровья.
«Если ты здоровый человек, то вряд ли вообще что-то почувствуешь после донации»
— А вы как понимаете, что вашу кровь отправляют на Украину?
Максим:
— По сути, ты вообще не можешь знать, кому пойдет твоя кровь. Ну или плазма, если твоя группа крови не подходит. Сначала кровь сортируется, отправляется в больницы и так далее. И оттуда уже распределяется по мере надобности. С равной вероятностью твоя кровь может попасть как в воинские части, так и в гражданские учреждения. Хотя всем было понятно, что в начале спецоперации все запасы были переданы Вооруженным силам России. На сайте учреждения, где собираешься сдавать кровь, можно всегда посмотреть, какой группы крови сейчас не хватает. Если ее критически мало — значит с вероятностью 90% отправили в войска. В общем, приходи в любое время, всё равно пригодится.
Деньги, льготы и спасенные жизни
— Как доноров крови награждают? Не за вознаграждением ли идете?
Максим:
— За всё про всё мы получаем немногим больше тысячи рублей. Это за одну донацию, без стажа донорства. Регулярным донорам, разумеется, выплаты будут в разы больше. Плюс льготы и статус. Хотя я даже не интересовался этим. Для меня денежное вознаграждение — приятный бонус, а не цель. Мне в принципе вообще всё равно на эти деньги, скинул их в ящик для пожертвований.
Леонид:
— На платной основе дают пять тысяч. Но это нужна редкая кровь, и за платное тебе не дают баллы к ордену донора. А с орденом такие льготы… Пятидесятипроцентная скидка ЖКХ, пожизненная социалка, прием без очереди в больничке. В санаторий можно гонять каждое лето. Это, безусловно, приятные бонусы. Но круче всего — осознание того, что ты кого-то спас. Скорее нужно привлекать людей морально-идеологическими основами. Или хотя бы льготами.
«Я считаю, что платить за кровь – это не очень хорошее решение»
— А много ли вообще желающих сдавать кровь солдатам?
Леонид:
— В выходные, например, в центрах не протолкнуться. Связано ли это со спецоперацией или нет — не могу сказать, но то, что доноров в России много, — это факт.
Максим:
— Кровь сдают вообще все категории людей совершенно разных возрастов. Конечно, из-за последних событий поток заметно увеличился. Были и те, которые пришли в первый раз. Про массовость не скажу, я не Росстат, но то, что за пару месяцев у российских больниц полностью пропал дефицит крови, — это уже о чем-то да говорит. Когда я хожу в Центр Крови, всё здание забито людьми.

— Сами бы пошли на спецоперацию?
Леонид:
— Лично я ее поддерживаю. Но идти туда самому — я не против, но проблема в том, что туда берут именно обученных солдат. И не по шаблонам каких-нибудь подмосковных частей, где тебе дают автомат в руки два раза в год, а конкретно подготовленных.
Максим:
— Я демобилизовался за пару месяцев до начала всей движухи. Остался бы на контракт — думается, пошел бы. Ясно, что из патриотизма. Я реально патриот до мозга костей. Но не в обычном понимании. Считаю, что в этой жизни нужно приносить максимум пользы обществу. Сдавать кровь или гуманитарку — это минимум, что может сделать сознательный гражданин. Даже без патриотического угара. Люди всегда должны помогать своей армии, хоть ты в России, хоть в Уганде. Сейчас поступаю на педагогический факультет. Свяжу с этим свою жизнь и буду воспитывать новые поколения, как говорится. А умереть, как герой, человек всегда успеет.
«Наплевать на мнения глупых детей и бабки у кассы»
— А знакомые и родные поддерживают ваш горячий патриотизм?
Леонид:
— Я не знаю. Зачем распространяться и всем рассказывать о своих взглядах? Родители, если и знают, то нормально относятся, наверное. А мои друзья примерно таких же взглядов.
Максим:
— Нормально. С одобрением. Положительно. Это если кратко. А если точка зрения противоположная, то зачем мне их слушать? То, что скажет или напишет в соцсети какой-то полоумный или глупый ребенок, меня не волнует. Я считаю, что моя страна права. И это правильно в любом случае. Мне реально всё равно, что говорит бабка у кассы впереди меня.
Буквы Z и V — символы, которые можно встретить теперь не на рекламных щитах, домах и машинах. Футболки, кружки, всевозможные значки с ней заполонили и многие сувенирные лавки на пути туристов и жителей города. Мы в прямом эфире прогулялись по главным туристическим местам Москвы и узнали, сколько стоит быть патриотом.
Российский гипермаркет выпустил в продажу патриотические брелоки с матом, Z и обращениями к Зеленскому.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».