Город проблема Масштабное благоустройство: в центре Москвы историческую брусчатку закатывают в асфальт. Кадры

Масштабное благоустройство: в центре Москвы историческую брусчатку закатывают в асфальт. Кадры

Жители переулков Арбата возмущаются благоустройством за 2 миллиарда рублей

В Чистом переулке вскрыли историческую брусчатку

В этом году в Москве началось масштабное благоустройство 18 переулков в районах Арбат и Хамовники. Мы подробно писали о том, почему местные жители недовольны 2 миллиардами рублей, которые потратили на этот ремонт. Одна из причин — единообразие всех переулков: одинаковая плитка, одинаковые фонари и одинаковая парковка.

15 июля на Чистом переулке вскрыли асфальт и обнаружили историческую брусчатку. На это обратили внимание местные жители. Они сетуют: город обещал сохранить исторические детали, но брусчатка будет закатана в асфальт.

— В рамках благоустройства за счет частичного изменения геометрии улиц расширим, где это возможно, тротуары. Предполагаем, что во время подготовительных работ может быть обнаружена историческая брусчатка, восстановим ее в отдельных местах и сделаем музей под открытым небом, — отметил Петр Бирюков в весеннем анонсе благоустройства.

Вот так выглядят элементы исторической брусчатки в Чистом переулке

На практике всё оказывается иначе. Мы пообщались с местными жителями, которые заявили, что были бы рады такому сохранению важных деталей. В Чистом переулке, где она была сегодня обнаружена, сразу несколько исторических зданий — усадьбы Анны фон Мекка, доходный дом Циркуновых, комплекс исторических зданий музыкальной школы — ранее это была усадьба Танеевых. Жительница Чистого переулка и искусствовед-реставратор Кристина Чемерис считает, что в этих местах «сохранившаяся брусчатка смотрелась бы сногсшибательно».

— На исторических фотографиях [брусчатка] есть, там показано, как в начале 20 века выглядел Чистый переулок. В принципе, учитывая то, что анонсируя в благоустройство, мэр [Москвы Сергей Собянин] и [вице-мэр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства] Петр Бирюков заявили, что если будет обнаружена брусчатка, то она будет восстановлена и поднята на поверхность. Она останется в сохранном состоянии, — делится с корреспондентом MSK1.RU Кристина. — Можно же, например, выделить определенные зоны и законсервировать ее. Жители бы выступили за то, чтобы ее сохранить. Во всяком случае, в Чистом она есть, в Пречистенском [переулке] ее тоже очень много. Как только начали вскрывать асфальт — это стало очевидно.

Обухов переулок (так до 1922 года называл Чистый переулок) в 1913–1914 году

Муниципальный депутат района Хамовники Асия Тихонова обратила наше внимание на то, что эта часть района — историческая, она находится в пределах Садового кольца. Это значит, что она входит в заповедную территорию № 2 Пречистенка — Остоженка.

— Но современные жители Москвы сейчас могут и не понимать, в чём историческая ценность и заповедность этих арбатских переулочков, ведь кроме некоторых оставшихся из прошлых веков двухэтажных домиков и доходных домов вся инфраструктура вокруг уже современная: стоят современные фонари, на дороге тротуарная плитка и асфальт, на домах горят вывески, а в коробах на фасадах проложены оптоволоконные кабели. А атмосфера и колорит прошлых веков утеряны.

«Вот такие находки — куски исторической брусчатки — показывают нам историчность места, перенося в позапрошлое столетие»

— Ее очень важно сохранить именно в этом месте, накрыв специальным защитным толстым стеклом, чтобы все прохожие и проезжающие мимо ощущали на себе атмосферу и колорит места, чувствовали связь со всеми теми поколениями, которые жили тут раньше и ходили по этим же мостовым.

Однако так считают не все. Например, планировщик городских улиц, архитектор и ютуб-блогер Владислав Сурин думает, что закатывать в асфальт такую брусчатку даже хорошо — так она сможет сохраниться до того момента, пока «мы не поменяем к этому отношение». Москвичи, по его мнению, уже привыкли к таким решениям.

— Я сразу скажу, глядя наперед, слава богу у нас сейчас закатывают в асфальт, ведь очень многие процессы в Москве сейчас существуют в потоке. Организация работ по переустройству улицы, все эти архитектурные проекты, всё делается в таком темпе, что такие вещи как исторический облик или некоторые другие положительные моменты от брусчатки — всё это вычеркивается из уравнения.

«Как бы хуже не сделали!»

— Мы живем и находимся не в том историческом моменте, когда жители участвуют в обсуждении процессов благоустройства города, когда проектировщики обращают внимание на детали. Обнаружив что-то ценное, обязательно остановят работы — это всё не на нашем веку.

— Если обсудить это абстрактно, то такая мостовая находит свое место в транспортных науках, в архитектурных науках 21 века. Во-первых — это красиво и благородно, и не только потому что это как в Европе, — делится архитектор.

«Это добавляет историчности городу, такая мостовая неплохо справляется с водоотведением, с понижением скорости автомобилей»

— В этом направлении у нас мало чего сделано даже в Москве. А когда это брусчатка приходит в негодность — это мало кому заметно. К тому же это трудно достижимо.

Урбанист Денис Харитонов, в свою очередь, не доволен тем, как расходуются бюджетные средства — на потраченные деньги на благоустройство (на переулки Арбата из бюджета Москвы было выделено не менее 2,3 миллиарда рублей) брусчатку можно было и сохранить.

— Очень жаль, что власти Москвы такое творят — при тех бюджетах, которые тратит столица на благоустройство, можно запросто восстановить в этом месте брусчатку, — поделился мнением урбанист Денис Харитонов. — Понятно, что не нужно ее мостить по всему городу, но в тех местах, где она была исторически — надо сохранять. Понятно, что на крупных магистралях, мощеная брусчаткой дорога затрудняет движение транспорта, но здесь — самое место для нее.

В пример урбанист привел Калининград, где брусчатка сохранилась на многих старых улочках.

«Это офигенно круто смотрится и придает особую романтичность»

Также Харитонов отметил, что в Чистом переулке не стоит делать заездные карманы для парковок, как это происходит сейчас.

— Ни в одном современном мегаполисе мира нет столько парковочных мест в центрах городов и исторических местах, — уточнил специалист по городской среде. — Нужно понимать, что парковка в таких местах — это всегда дефицит и на всех мест не хватит, сколько их не построй.

Урбанист считает, что вместо парковочных карманах здесь должны быть хорошие тротуары, так как в этом месте пешеходный трафик огромный и они здесь востребованы.

Ранее MSK1.RU показывал на карте и объяснял, сколько стоит благоустройство улиц в Москве этим летом. Мы также публиковали репортаж из ЖК «Южная Битца», где жители не могут получить ключи от своих квартир и наладить коммуникацию с застройщиком.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Кремль, мороженое из огурца, бани по московским ценам. Почему нужно ехать в Суздаль и что посмотреть в городе Золотого кольца
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем