MSK1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Москве

Погода+14°

облачно, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

ю-в.

731мм 82%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Город мнение «Разнообразный состав каторжан»: как ценой тысяч людей построили канал Москва

«Разнообразный состав каторжан»: как ценой тысяч людей построили канал Москва

Публикуем авторскую колонку экскурсовода Ивана Савушкина

Это была одна из мощнейших сталинских строек

Вы слышали такую фразу: «Москва — порт пяти морей»? Странный, конечно, порт, который не имеет выхода ни к одному морю напрямую. Как же тогда такая фраза появилась? Мало кто знает, что это звание было буквально «завоевано» Москвой ценой тысяч жизней каналоармейцев, и порт этот, недавно отреставрированный, находится на севере Москвы, на станции метро «Речной вокзал».

Речной, или Химкинский, вокзал является финальным аккордом грандиозного сталинского проекта, «Канал имени Москвы», который строился с 1933 по 1937 год. Зачем он был построен, в чем грандиозность этого проекта и кто работал над достижением сталинских идей, экскурсовод Иван Савушкин рассказывает в этой колонке.

После того, как закончилась гражданская война и жизнь начала потихоньку налаживаться, люди потянулись в города. Ведь там в те времена строились заводы и всегда была какая то работа. В результате к 30-м годам население Москвы увеличилось вдвое, и Москву-реку буквально выпили. Населению не хватало питьевой воды и массово не хватало воды для производств, москвичи переходили реку вброд. Было принято решение соединить Волгу и Москву и впустить в город воду.

«Главной проблемой в постройке такого канала было плато высотой с девятиэтажный дом, которое находилось между Волгой и Москвой»

План был такой: волжскую воду сначала поднимают на плато, а дальше спускают и вливают в московскую акваторию. Работа грандиозная, требовала много сил, денег и времени, но советская власть уже имела опыт «выполнения таких планов». К началу строительства канала Москва — Волга уже активно строился Беломоро-Балтийский канал, и строился он силами заключенных, прозванных на этой стройке «каналоармейцами».

Стройку второго великого сталинского проекта решили проводить теми же способами, в качестве рабочих использовали заключенных Дмитлага, который находился рядом с городом Дмитров. Штабом строительства стал Борисоглебский монастырь, который до сих пор находится в самом центре города.

В Дмитлаг свозилось огромное количество заключенных, в самый пик работ их было более 200 тысяч человек, но в среднем их количество не превышало 150 тысяч. Леонид Гайдукевич, заключенный Дмитлага, трудившийся на канале имени Москвы, так описывал заключенных Дмитлага: «Состав каторжан отличался своим разнообразием. Но в целом больше половины их отбывали "наказания" по ложным приговорам тех же зловещих троек, за сбор на полях колосков, по разным сфабрикованным процессам, за сопротивление насильственной коллективизации, за невыполнение хлебозаготовок».

По официальным данным, на стройке канале имени Москвы погибло более 20 тысяч человек, это более 10% заключенных. Большинство захоронений до сих пор не известны исследователям. Но смертельная специфика Дмитлага заключалась не в убийстве людей, а в выкачивании из них всех соков.

«На стройке всегда нужны только здоровые рабочие, которые готовы постоянно выполнять норму»

Выполнение нормы сулило повышение хлебного пайка, или заключенному выдавали один пирожок с капустой, который называли «пермблюдо». Но выполнить норму было практически невозможно, так как кормили каторжан перед работой крайне скудно: «У окна стоял небольшой котел с холодной овсяной или иной кашей. Повар брал из него кашу маленьким черпачком, словно для детсадовского малыша, по одному черпачку перекладывал в посудину. И это на целый день работы».

Тех, кто не мог ее выполнять по инвалидности или из-за истощения организма, списывали с работ и отправляли пешим этапом в другие лагеря. Многие умирали по дороге, кто-то умирал от истощения в других лагерях, но эти смерти не попадали в статистику и официально не присуждались Дмитлагу и великой социалистической стройке канала имени Москвы. Единицы, официально за ударный труд, а на самом деле по состоянию здоровья, выпускались на свободу, и журнал «Крокодил» шутил по этому поводу, что строители панамского канала сели в тюрьму по итогу работ, а наши строители, напротив, выходят на свободу.

Справка об освобождении, выданная НКВД

Сегодня от Дмитлага ничего не осталось, кроме нескольких мемориальных досок, заброшенных памятников и остатков бараков. Даже местные жители плохо помнят о том, что здесь когда то был огромный лагерь. Главным напоминанием о существовании этого учреждения сегодня для нас служит огромный канал имени Москвы.

«Более 60% всей воды, которая до сих пор льется из московских кранов, доставляет именно этот канал»

Интересно отметить, что канал имени Москвы изначально носил имя Сталина, которое потом решили заменить, так как над производством работало слишком много «врагов народа». «Врагов народа» зачастую свозили сюда из других лагерей, так как «врагами», как правило, были технические специалисты, которые так нужны были для строительства канала. Вот как описывает их Сергей Михайлович Галицин, родственник знаменитых князей, который на канале трудился вольнонаемным рабочим: «Эти зеки были привилегированные, имели пропуска, могли ходить по территории центра, но обязаны были на ночь возвращаться в общие бараки. Многие из них ходили в пиджаках с галстуками, никак и не догадаешься, что они зеки, иные из них занимали ответственные должности».

Имя заменили, однако дух сталинской архитектуры остался, канал задумывался как грандиознейший манифест «новой» архитектуры для народа, которая должна была положить конец конструктивизму и прочим «трюкачествам». Канал продолжительностью в 128 километров мыслился архитекторами как единый архитектурный комплекс: шлюзы, остановки и, наконец, сам Речной вокзал должны были быть выдерженными в едином стиле и являться «ярчайшем образцом сталинской заботы о человеке», как писали тогда газеты. До самого Речного вокзала по каналу располагалось несколько шлюзов, которые украшались статуями великих советских людей, а помимо этих статуй строились гигантские монументы на земле, которые открывали трассу канала.

В Дубне, на входе в прорытый канал, стояли два советских колосса — Ленин и Сталин, Ленин стоит и до сих пор. Над созданием статуй трудились также каналоармейцы. Стоит ли говорить, что никакой специальной техники для строительства каналоармейцам не выдавали. Вот что пишет о работе тот же Леонид Гайдукевич: «Судьба каторжан канала, кроме неблагоприятных условий содержания, скудного кормления, обременялась тяжелыми каторжными работами. Ведь строительной техники фактически не было. Вся техника состояла главным образом из лопат, тачек да мозолистых рук каторжан… Возводились леса, на них располагалось по восемь каторжан и многопудовой бабой, вместо копра, по команде "раз-два, ухнем" вручную забивали сваи».

Голова Иосифа (Джугашвили) Сталина

Статуи были выполнены из огромных гранитных блоков, и было крайне трудно сделать так, чтобы на водянистом грунте колоссы не рухнули в канал. Поэтому для фундамента были вырыты двенадцатиметровые котлованы, в каждый заливалось более шести тысяч кубометров бетона. Глыбы, из которых собирали монументы, обтесывали рядом с котлованами и устанавливали, каждая глыба весила от пяти до восьми тонн. Отдельный казус произошел с установкой голов вождей на самый верх конструкции. Каждая голова была больше трех с половиной метров в высоту и весила больше трех тонн.

«Прежде чем устанавливать головы, каменотесы попробовали поднять на лебедке простые глыбы из неотесанного гранита, и они сорвались в канал»

После этого фиаско каменотесам было сказано «Если полетит голова Сталина, полетят и ваши головы», но в конечном счете все обошлось. В результате семи месяцев работ были установлены два гиганта на входе в канал имени Москвы. Высота каждого была больше 30 метров, а вес больше 450 тонн. Сталин долго не протянул, в 1962 году он был разобран, а из одного гранитного блока, сильно позднее, сделали памятник тем каналоармейцам, которые трудились и погибли на стройках Дмитлага.

Финальным сооружением, которое должно было показывать любовь Сталина к народу, стал северный Речной вокзал, который работает до сих пор, но уже после реставрации. Речной вокзал строился параллельно с основным каналом, и до нас дошли редкие фото, когда вместо зеленой воды вокруг здания вокзала только пустой котлован; строительство вокзала закончилось в 1937 году, и вскоре после этого канал заработал. Вокзал представляет из себя памятник великой победе человека над природой, именно по этой причине колонны фасада, выходящего на реку, украшают круглые вставки с изображениями величайших технических достижений Страны Советов. Тут и танк, и Днепрогэс, и дирижабль, и даже здание Дворца Советов, так и не построенное на месте храма Христа Спасителя. Однако вера в то, что оно будет построено, была настолько велика, что люди в 1937 году воспринимали его, как уже свершившееся величайшее достижение советской инженерии и архитектуры.

Фото из газеты «Москва — Волгострой» от 1937 года

Кроме того, нам интересна вставка с изображением Театра Советской армии. Если сравнить ее с современным театром, то сразу будет заметны несоответствия: отчетливо видно, что на верхушке здания расположилась какая-то фигура, хотя на современном театре ее нет. Дело в том, что театр строился с 1934 по 1940 год, и по плану на крыше должна была стоять огромная статуя красноармейца, однако воплотить эту мечту в жизнь так и не удалось, а вставку на фасад вокзала уже сделали. Так и получается, что колонны Речного вокзала демонстрируют не только реальные проекты, но и являются уникальными изображениями так никогда и не реализованных задумок советских инженеров.

По своему архитектурному облику Речной вокзал напоминает пароход, плывущий с севера на юг. Как определить направление парохода? Очень просто. С боков вокзала располагаются ротонды с фонтанами. Северный (или Полярный) фонтан, выполненный скульптором Львом Кардашевым, изображает медведей и диких северных гусей, а Южный (или Черноморский) фонтан, выполненный скульптором Иваном Ефимовым, изображает дельфинов, играющих в волнах.

Шпиль вокзала, по проекту, должен был подниматься на 83 метра, оповещая людей о начале навигации, и опускаться, символизируя окончание навигации. Но поднимали его только раз, слишком уж сложный механизм, после того, как шпиль опустили, механизм сломался, не выдержав нагрузок. после реставрации вокзала механизм был восстановлен, но шпиль так ни разу и не поднимали.

Звезда шпиля овеяна множеством легенд, главная из которых заключается в том, что это старая звезда Спасской башни и была раньше украшена рубинами, Однако вороны с годами растащили блестящие камни.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем