Недавно в Подмосковье — в микрорайоне Фирсанкова, который официально является частью города Химки — 71-летняя пенсионерка шла по дороге, упала и сломала руку. Проблема, конечно, далеко не только в этой неприятной травме. Несмотря на то, что на ночь Алтынай Ивановне приходится пить обезболивающие, она вместе с остальными жителями Фирсановки не довольна ни качеством, ни скоростью выполнения работ.
Разбитая дорога, которую бросили на середине ремонта, — главная проблема жителей этого микрорайона, но не единственная. Отсутствие канализации, проблемы с автобусами, грязь и мусор — и всё это в 30 километрах от центра Москвы.
Корреспондент MSK1.RU Никита Куликов отправился в Фирсановку, чтобы лично посмотреть и обсудить с местными вопросы, которые знакомы каждому и которые не хотят исчезать.
«Русь, куда ж несешься ты?»
Железнодорожная улица — одна из главных в Фирсановке. Она прилегает к платформе «Фирсановская», вдоль нее стоят несколько магазинов, по ней постоянно ездят автомобили и ходят приезжающие в Фирсановку на электричках. Это, кстати, самый простой способ добраться до микрорайона — 45 минут от Ленинградского вокзала через Петровско-Разумовскую, Сходню и высокие современные жилые комплексы.
Это, пожалуй, первое, что в Фирсановке бросается в глаза — низкая застройка. Мы вышли в той части, которую называют «частным сектором»: невысокие дома, много зелени, короче — уютная окраина Химок. Встречает нас подпитый мужчина, который стреляет сигарету и уходит. За ним идет друг: он везет тележку из «Дикси». Говорит, помогают сотрудникам возить товары на ней, а взамен получают еду.
— Просрочку дают — но она не пахнет даже, всего на день просрочено, — объяснил нам мужчина.
Потихоньку около нас собирается человек 10 — все местные, живут в Фирсановке десятилетиями. Ремонт дороги возмущает всех: как помочь пострадавшей Алтынай Ивановне? Когда дорогу уже сделают? Говорят, здесь ничего не происходит уже больше месяца: правда, этой ночью забрали каток для укладки асфальта.
— Они должны были закончить 2 июня, это все держится так уже два месяца. У нас на участке техника стояла, сегодня ночью уехал каток. Даже каток забрали! Его рабочие попросили на пару дней оставить, так месяц и простоял, — рассказывает нам Анатолий, который уже 72 года живет в Фирсановке.
Анатолий раньше был доцентом в Тимирязевской академии, он занимался механизацией, изучал ремонт и надежность машин. Но в 70 лет ему сказали, что все — надо отдыхать.
— Деньги выделяются, а на что? — спрашивает Анатолий. — Все кюветы завалены, их никто никогда не убирает.
«Я здесь живу, и я когда это все вижу, я вообще в шоке»
Сделали, лишь бы положить. Женщина вот руку сломала: ни плаката не было, ни щита. Какая дорога, непонятно! Столько денег потрачено! И на платформу у нас вход только один: хотя на перрон есть другой, вот он, был новый. Все разрушили и ушли.
«Маленькая Швейцария»
Постоянно в Фирсановке проживает примерно 4000 человек, но летом — в 5–6 раз больше. Этот микрорайон — исконно дачная территория, здесь в паре километров стоит усадьба Середниково: в ней летом с бабушкой гостил Лермонтов, сюда в разные годы приезжали Столыпин, Шаляпин и Ленин. Улица Мцыри в Фирсановке, закрепившая память о прошлом, сейчас стыкуется с Железнодорожной.
Местные продолжают обсуждать проблемы Фирсановки: оказывается, осенью платформу «Фирсановская» будут переделывать под станцию МЦД-3, работы частично пройдут и на Железнодорожной улице. Так зачем ее перекапывать сейчас, тем более, что этого «никто не просил»?
— Вы знаете, а вот у меня соседи поставили трехметровый забор, электрический провод еще 13 числа перепровели, его бросили через мой участок, — начинает рассказывать нам местная жительница. — Милицию вызываю с 13 числа. Участковый сказал, что он в отпуске, звонила четыре раза на горячую линию в Химки, по 112 звонила, ведь это хулиганство!
— У нас основная проблема — дорога, а это уже следующая тема, — возражает ей мужчина.
Жители Фирсановки говорят, что проблем в микрорайоне действительно много: здесь никогда не было канализации, несмотря на то, что сейчас это часть города, автобусы ходят раз в час, повсюду — мусор, который кидают «приезжие» и который никто не убирает. А хоть немного благоустроенные территории — например, новый сквер — оккупировали «бомжи и алкаши».
«Фирсановку у нас называют маленькой Швейцарией»
— Да-да. Мы так называем, потому что и зелень у нас хорошая, природа хорошая. Но вот — самолеты летают (вылеты из Шереметьево действительно очень слышно. — Прим. ред.), поезда ездят… — рассказывает нам бывшая глава микрорайона Елена Викторовна.
— И канализации нет, странная Швейцария? — переспрашиваем мы.
— Ну, да, мы город, считайте, а канализации нет. Это обидно. Понятно, дорогостоящее дело, но сейчас идут переговоры с Зеленоградским водоканалом по этому поводу, — объясняет нам Елена Викторовна.
Все местные нам очень хвалят Елену Викторовну, рассказывают, что при ней и праздники отмечались, и все было хорошо. Она перестала занимать хоть какую-то должность три года назад, когда началась, как говорят жители Фирсановки, «оптимизация». У микрорайона больше нет руководителя.
Полная анархия
— Сейчас наступила анархия: мы не нужны ни Сходне, ни Химкам, вообще никому, — рассказывает нам Алла Алексеевна.
Алла Алексеевна родилась не в Фирсановке, но живет здесь уже более 30 лет. Мы оказались в поселении именно благодаря ей: она помогала с переломом Алтынай Ивановне, нашла адвоката. Это ее знакомый, Алла Алексеевна искала юриста после того, как у ее внука в руках взорвалась электронная сигарета. Мальчик идет на поправку, но легче от этого не становится.
— Это женщина такая, она в Москве в тресте строительном работала. В этих делах была, общалась с разнорабочими, начальниками — в общем, разбирается, — делится с нами Анатолий. — У нее такое несчастье: сын 10 лет назад попал в аварию, прикованный к постели лежит. А она еще и в этих делах участие принимает!
Активизму местных жителей и правда можно только позавидовать: они борются за каждый камень, за корректное расписание автобусов, за скос травы и очистку пруда. Получается не всё. В пруду тут раньше плавали, загорали на пляже, а сейчас он грязный. Главное развлечение: кормить уток, которые в нем еще почему-то плавают.
— Здесь нет поблизости детских площадок, но мы на той стороне живем. А так ходим, развлекаемся, в грязный пруд хлеб кидаем, — рассказала нам Екатерина, которая пришла к пруду погулять с ребенком. — Думали, отсюда бегут? Нет, здесь неплохо, единственное, не хватает каких-то вещей. Сбербанка тут нет, детский сад один на всю Фирсановку, и в нем мест нет.
Пока мы оставили Екатерину гулять с ребенком, обратим внимание на берег: он порос травой, а на уютной поляне разместилась компания из пяти человек. Конечно, с алкогольными напитками. Таких тут, по словам местных, становится все больше и больше — а откуда берутся, неизвестно.
— Посмотрите, у нас группы сидят! Местные отдыхающие! Бомжи-алкаши, — возмущается Ольга. — Одни умирают, другие приходят. Сами не знаем, откуда берутся. Сделали сквер хороший, а они на этих скамейках сидят. Там дети гуляют, а они тут отдыхают и спят.
Потихоньку от пруда двигаемся к скверу Мцыри: с него легко можно снова выйти на Железнодорожную улицу. По ней внезапно пробежал мужчина: с одной ногой-протезом и топором. Мы, признаемся, немного испугались. Потом подошли, разговорились. Оказалось, Максим только что сбежал из работного дома — здесь, в Фирсановке. О деталях пока не говорит: ждем расследование.
«Фирсановка мне не знакома, но я уже вижу, что тут надо ходить на двух таких ногах!»
Работать в этом микрорайоне, судя по всему, можно только либо в работных домах, либо в местной аптеке или «Дикси». Большинство, говорят местные, ездит в Зеленоград или Москву. А жить — здесь: зелено и удобно. Почему бы им не переехать поближе к городу, хотя бы туда, где есть канализация, спрашиваем мы. Вопрос, конечно, упирается в деньги.
— А у вас деньги есть на Москву? — спрашивает нас Лида. — У меня, например, такой ребенок, что я не могу его бросить и пойти зарабатывать какие-то нереальные деньги. А чтобы взять квартиру в ипотеку, вы должны еще вторую отдать банку. Думаю, что не каждый готов на такие подвиги.
Поэтому, нам кажется, жители Фирсановки так настойчиво и пытаются решить свои проблемы: хотят добиться полноценного ремонта дороги, сообщают о каждой сломанной лавочке и о каждом пропущенном автобусе. Ведь кузнецами маленького счастья могут быть только они сами.
Ранее MSK1.RU писал о том, как жители подмосковных новостроек борются с платежами, которые навязывает им управляющая компания. Почитайте также наш текст о том, как в переулках Арбата историческую брусчатку закатывают в асфальт, несмотря на обещания этого не делать.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».