Мы уже побывали в заброшенном московском бомбоубежище и посмотрели на различные убежища глазами диггеров, а на этот раз решили отправиться в подземный Спецархив МИД СССР, бункер 703. Один из немногих рассекреченных бункеров в центре Москвы, в который сейчас водят экскурсии.
Объект «ЧЗ-703», или «чужой заказ 703» — именно такое название имел бункер — был спецархивом МИД до 2005 года, пока 1 января там не произошла авария, которая и поставила точку в его секретной деятельности. Строительство бункера началось в 1950-х годах, в оставшихся при постройке технической ветки метро выработках. И в 1961 году он был принят в эксплуатацию. Почему его назвали «чужой заказ»? Так Метрогипротранс отмечал объекты, проектирование которых заказывал не Метрострой, а «чужие» организации, то есть не относившиеся к метро.
Бункер не был предназначен для укрытия людей, только для важнейших внешнеполитических документов и непосредственно сотрудников этого хранилища. Впрочем, не предназначен для укрытия людей он и сейчас. Но несмотря на это, в случае необходимости бункер готов укрыть людей на непродолжительный срок.
«При реальной необходимости использовать наше защитное сооружение по его прямому назначению — мы позволим укрыться в нем совершенно бесплатно»
После того как в 2005 году бункер затопило, архив экстренно эвакуировали вместе с частью оборудования. До 2008-го проходила частичная реконструкция бункера, но использовать его по назначению вновь не стали. И в 2018 году ему подарили новую жизнь. Тогда под эгидой центра изучения современной фортификации в бункере открыли музей. Где он и продолжает свою работу, несмотря на то, что во время реконструкции в одном из помещений полностью демонтировали пол, который так и не вернули (правда, получилось место для очень атмосферных фото. — Прим. ред.).
Бункер прячется в сердце столицы, на Павелецкой, совсем рядом с кондитерским заводом «Рот Фронт».
— Над нами «Рот Фронт», — с улыбкой рассказывает Дмитрий Юрков, научный руководитель музея. — Тут всё охранялось, и раз никто сюда залезть не мог, то никто и не знал, что здесь [находится]. Думали — наверное, это хранилище сухого пайка на случай ядерной войны. Бисквит, шоколад, печеньки, — как раз хороший такой сухпаек. Вкусно и хранится долго. Оказалось, что в бункере не шоколадки, а секретные документы. Почти угадали.
«Этот объект, пока он был не рассекречен, диггеры называли "Шоколадный бункер"»
Глубина залегания бункера — 43 метра, что примерно равно высоте четырнадцатиэтажного здания. Лифт последний раз, судя по шильдику, обслуживали в далеком 2001 году. А значит, пользоваться им сейчас небезопасно. Поэтому спускаться вниз придется пешком.
Первый отрезок спуска самый простой — всего пара пролетов и тоннель. В конце которого первая противовзрывная дверь весом в десять тонн. Ее призвание — остановить взрывную волну.
А вот дальше, в основной шахте, кажущейся бесконечной, длинный путь, на котором изредка можно встретить немного приободряющие таблички о том, как глубоко вы спустились. Одна, например, гласит: «Вы находитесь на глубине 34 метра от уровня земли. Это глубина залегания станции метро "Театральная"».
Вход в основную часть хранилища защищает гермодверь, которая весит 1600 килограммов. Открывают ее специальным огромным ключом.
Так как внутри бункера создается немного повышенное давление, то лучше делать это вдвоем. Напор воздуха, давящий изнутри на дверь, сильный, и она почти выстреливает на открывающего ее. Согласитесь, получить дверью весом почти в пару тонн никому не хочется.
Сам бункер представляет собой два отрезка метротоннелей и некоторое количество технических помещений. Так как работа его была связана с документами, тем более секретными, им были необходимы особые условия хранения.
Влажность, температура здесь встали во главе угла, поэтому бо́льшая часть установок и помещений как раз направлена на поддержание этих параметров. И, конечно, часть установок необходима и для того, чтобы сотрудники, работающие с этими документами, могли выжить.
Залы убежища когда-то были заставлены стеллажами и сейфами с особо важными государственными документами.
— В ночь на первое января 2005 года сотрудники хранилища получили такой подарочек, — в шутливой форме делится Дмитрий подробностями об аварии. — В бункер стала поступать вода. Они [сотрудники] ничего не понимали и стали паниковать. Надеялись, что это закончится. Срочно консультировались с Метрополитеном и Водоканалом. В итоге было решено вывозить документы.
Теперь помещение, в котором пол сохранился — лекционный зал. А второе, которому демонтированный пол во время реставрации не вернули, — фотозона и часть экспозиции, посвященная строительству метро.
В музее есть экспозиция, посвященная гражданской обороне (к разочарованию рокеров, не группе. — Прим. ред.). Разнообразное оборудование и реактивы для выявления различных заражений. Противогазы разных моделей, среди которых есть и детские, и даже защитная люлька для младенца. А еще конфетница из уранового стекла и множество других предметов, связанных с тем периодом, когда люди только изучали радиацию и ее свойства.
Бо́льшая часть экспозиции бункера посвящена именно современной фортификации. Тут стоят детальные макеты и схемы убежищ и бункеров. И даже некогда секретных объектов, окутанных мифами.
Но самым интересным объектом, конечно, является как раз помещение музея, ведь это настоящий бункер! В котором сохранились некоторые предметы, найденные здесь: шредер для бумаг или сейфы, где лежали документы.
Сам бункер аутентичный, не вылизанный. Здесь постоянно журчит вода, тускло светят лампы, гудит вентиляция. В общем, ощущение, что ты находишься в действующем бункере периода Холодной войны.
Тут слышен гул несущихся неподалеку поездов метро Замоскворецкой линии — от бункера до многострадальной зеленой ветки пара десятков метров. В технических помещениях сохранилось всё оборудование. Восстановлением бункера занимаются его сотрудники: медленно, но верно. Всё же это далеко не самое дешевое удовольствие. Чтобы поддерживать бункер, сюда водят экскурсии, здесь проводят выставки и спектакли.
Одна из самых больших проблем для бункера — влажные грунты Москвы. На стадии строительства это создает проблемы, но если гидроизоляция будет выполнена качественно, то в самих тоннелях разницы не будет.
То и дело в бункере появляются течи. Для того чтобы постоянно не мучиться с откачиванием воды, вдоль стен есть дренажная система. Но высокая влажность всё же негативно влияет на состояние помещения. Уровень влажности во время нашего посещения достигал 72%.
«Установка для осушения воздуха, которая когда-то поддерживала здесь влажность на уровне 50%, сейчас просто не справляется»
Ранее MSK1.RU рассказывал, в каком состоянии находятся московские бомбоубежища. А также публиковал инструкцию, что делать в случае сигнала тревоги.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».