Пристанища греха на знаменитой улице красных фонарей есть не только в Амстердаме, но и в Москве. Хоть и во время известного телемоста «Ленинград — Бостон» прозвучала фраза: «В Советском Союзе секса нет», он массово существовал в столице XIX века, соседствуя с проституцией.
Центр Москвы, где сейчас находится НИИ Склифосовского, Рособрнадзор, знаменитая «Табакерка», куда родители водят своих детей, в закоулках скрывает не самые приличные места.
К девушкам с пониженной социальной ответственностью, как их однажды назвал президент России Владимир Путин, за «помощью» обращались и простые люди, и высокопоставленные чиновники, и даже целые батальоны. Подробности — в репортаже корреспондента MSK1.RU Веры Борисовой, сходившей на экскурсию по улице красных фонарей.
«Удовлетворить плотский зуд страждущих»
Холодным зимним утром субботы я отправилась на станцию метро «Сухаревская». Москвичи лениво, будто в замедленной съемке, выбирались из своих домов в центр города. Кто-то был с детьми, кто-то отправился за кофе, кто-то просто прогуливался по опустевшим улочкам. Мне же предстояло узнать о самых злачных местах столицы.
Встретившись с экскурсоводом Ольгой, спустились вниз по улице Сретенка. Шумная Москва резко пропала, гул машин больше не режет слух. Ей на место пришли тихие дворики, шаркающие пенсионеры, которые вышли из дома покормить уличных котов.
— В России всегда был блуд и разврат, — начала свою экскурсию историк. — Исследователи считают, что проституция как ремесло — торговля телом — установилось с правления Петра I. Но ведь и до него люди тоже занимались сексом. Правда, тогда существовал свод правил «Домострой», по которому муж с женой встречались в постели исключительно для продолжения рода.
— А где же оно тогда всё было?
— Бани, мыльни, постоялые дворы, где трудились дворовые бабы. Они не считали зазорным спеть или сплясать на потребу публике. А вот некоторые дворовые бабы не считали зазорным и удовлетворить плотский зуд особо страждущих. Но только по собственному желанию. Вообще была поговорка в XIX веке: «Иван Марье не указ: кому хочет, тому даст», — с улыбкой сказала экскурсовод.
После небольшого исторического пролога мы отправились вниз по Верхней Сретенке. Спускались будто бы с горы. Если посмотреть на карту города, можно увидеть, что улицы похожа на ветви ели.
Раньше в каждой «ветви» располагались трактиры и лавочки, а чтобы хорошо провести вечер, горожане спускались вниз — на Нижнюю Сретенку, а если по-библейски, то уходили от праведности к разврату.
Иностранцы привезли безобразие в страну
С приходом Петра I на престол в Россию хлынули иностранцы, вместе с которыми страна стала чувствовать раскрепощеннее. Конечно, не стоит винить только иноземных гостей. Как рассказала историк, именно в это произошла массовая миграция мужского населения.
Регулярная армия, чиновники, по всей стране собираются здоровые мужики, чтобы строить новую столицу.
Император легализовал проституцию
Пока мы слушали рассказ историка, в городе постепенно начало темнеть. Теперь уже грязное небо играло всеми оттенками пепельно-серого. Может быть, именно в это время пару сотен лет назад особо страждущий москвич отправился на поиски приключений вечером по этой же тропинке.
В отличие от Петра, императрица Екатерина направила борьбу не против истязания самих женщин, а на урегулирование работы борделей, — продолжила рассказ экскурсовод. — «Непотребных женок» уже отправляли на трудотерапию — в прядильные дома, а не били публично розгами, как раньше.
Велась широкая борьба с развратом. А у нас на Руси, если нельзя что-то победить, то надо возглавить или как минимум организовать, — считает историк. — Именно этим занялся Николай I. В 1843 году он издал указ о создании врачебно-полицейского комитета. Теперь в России официально легализована проституция.
По образу и подобию падшей Европы российская власть решила собрать всех блудниц в одном месте, чтобы они как тараканы не разбегались по углам и не распространяли «нехорошие болезни».
Первый врачебный комитет, который проверял падших женщин, как сейчас гинекологи, был открыт на 3-м Сухаревском переулке.
Вместе с нашим проводником по московским улицам красных фонарей мы спустились дальше вниз — вдоль Большого Сухаревского переулка.
«С утра и до вечера на Нижней Сретенке всё полыхает красным светом. Нигде вы не найдете такого сценического проявления разврата, как здесь»
— Почему красный цвет стал символом запретной любви? — возник в толпе логичный вопрос.
— Мы историки — люди затейливые, — в шутку о себе сказала Ольга. — История начинается с Древнего Рима и общественных бань. Рано или поздно большое количество обнаженных тел вызовет желание. Тогда оборудовали специальную комнату. Но не каждый, кто идет в баню, захочет идти в нее, да и не каждый, кто хочет тело, пойдет в баню. Чтобы развести потоки, римляне при входе ставили огромный, покрашенный в красный цвет фаллос. Точно не ошибешься.
А Амстердам был портовым городом, куда прибивали свои якоря голодные морские волки. Их встречали ночные феи, которые при этом платили налоги в казну. Чтобы сойти с пути истинного, нужно заплатить пошлину в управу, где и получали красный фонарь.
Именно с ним девушки выходили на пороги своих домов, прекрасно подсвечивая самые интересные места. Тем самым привлекая внимание особо нуждающихся.
Пробираясь сквозь дворцы-колодцы через низкие арки каменных домов, на которых искусно нанесены лепнины, оказываемся в небольшой огороженной территории. Сквозь шлагбаум виднеется странное полуразрушенное желтого цвета здание.
Именно здесь, в одном из домов в начале Сретенского переулка, на первых этажах и располагались комнаты девушек. Одни большие квартиры, как сейчас некоторые москвичи берут в аренду студии, отделяли пространство перегородками, а после приглашали гостей, чтобы заработать денег.
Спустя несколько минут хождения вокруг разноцветных зданий мы оказываемся у 4-этажки. Видно, что место не простое, а с историей. Эту часть Москвы, переделанную уже при экс-мэре столицы Лужкове, можно назвать нежной и пастельной. Постройки прежде яркие стали блеклыми, кое-где отлупилась краска, деревянные окна прогнили.
— Нам этот дом интересен тем, что здесь 3 года жила самая известная московская «Камелия». Диана Коншина или Дима Монда — дама полусвета. Одна из первых так называемых эскортниц или содержанок. Почему «Камелия»? — задала риторический вопрос историк. Да потому что роман Александра Дюма с одноименным названием.
Проститутки заполонили русскую культуру
По словам нашего экскурсовода, можно считать и так. Вспомните коробку конфет с девушкой в повозке. Это картина Крымова «Незнакомка». О ней же писал и Блок. Только у него она в мехах и духах. Все они писали про проституток. Прежде всего, девушки дорого одеты, хотя был день, а еще ехали в открытой повозке одни, что считалось крайне дурным тоном.
Проститутки стали неотъемлемой частью русской жизни, культуры, да и общества в целом. В школе практически каждый из нас читал «Преступление и наказание» Достоевского, где не только старушку топором зарубили, но девушка «пошла по желтому билету».
Перед тем как приступить к работе, девушка должна была получить желтый билет. Мадам, которая содержала бордели, брала за руку свою девицу и вела в 3-й Холмский переулок, где чиновник задавал ей только два вопроса: «В своем ли она уме и понимает, на что идет?»
Маневрируя между разными историческими зданиями Москвы, оказываемся у дома на Сретенке, 25, который раньше принадлежал Анне Рудневой.
В ее турецких комнатах находились кровати с балдахином, роскошные ковры и множество зеркал. Но все они были непростые, а двойные. Желающие могли не участвовать, а наблюдать со стороны. За «просто посмотреть» тоже приходилось платить.
А вот в бордель, который расположен неподалеку от Дома терпимости (так раньше называли места разврата) Рудневой, принадлежал Натель Найденовой. Генерал-лейтенант Константин Анчутин считался завсегдатаем этого места. У него был свой полк, которому тоже нужно поразвлечься. Практически по оптовой цене Руднева сдавала ему бордель.
Солдаты ходили по понедельника, вторникам и четвергам. Посещение стоило 1 рубль 25 копеек, разрешалось заняться сексом только один раз в течение получаса.
После обсуждения стоимости девушек для солдат сворачиваем в Большой Головин переулок и встаем под навес большого стеклянного здания. Оно абсолютно нелепо вторгается в разговор об истории проституции и не вписывается в общую картину зданий Москвы XIX века.
Грех — это когда ноги вверх
Такая поговорка относилась к тем, кто занимался блудом. Тем временем мы продолжили обсуждать стоимость девушек. Прийти в самый дешевый бордель можно было за полтинник. Что такое 50 копеек в XIX веке? — задала риторический вопрос экскурсоводом. — Килограмм телятины — три рубля, килограмм свинины — 1,5 рубля, а сливочное масло — 70 копеек.
Брали девушек для таких борделей из деревень. После отмены крепостного права множество девиц, которые до этого только доили коров, отправились на заработки в город. Поначалу некоторые из них собирались идти на заводы и фабрики, но легкие деньги могут сбить с правильной дорожки.
Подходим к зданию в Печатников переулке, 7. Именно его очертания мы видим на заднем фоне в легендарном фильме «12 стульев». Ильф и Петров описывали Москву 1920-х годов, но все прекрасно знали, что это территория красных фонарей. Именно поэтому сразу становится понятно, чем занималась Эллочка Людоедка, которая жила в доме, — вопросов не вызывало.
Рождественский и Петровский бульвары — практически узаконенная территория красных фонарей, колорит и блуд которой сейчас не встретить ни в одном другом уголке Москвы.
Постепенно мы вышли на Трубную площадь, где тишина переулков и закоулков разрушилась в одночасье. Москва хлынула со своим шумом машин, криками и кучей бегущих пешеходов.
Экскурсовод достала из сумки папку с так называемой «Советской азбукой». Правда, это не привычный синий букварь, который был у многих из нас в школе. На картинках в форме букв изображены голые люди. Оказалось, что это азбука в виде Камасутры.
— Зато азбука выучилась буквально за ночь. у нас была самая читающая страна в мире, — с улыбкой сказала экскурсовод. — Это одна из первых камастур в Союзе. В 1930-е годы, конечно, уже началось закручивание гаек. Любовь становилась под запретом.
Приходит понимание, что советская семья — это мама, папа и детеныш, а не тройственный союз Брики и Маяковский. Власть осознает, секс — повод для знакомства, а нужно хотя бы имя спросить.
В СССР не было секса!
В 1937 году с высокой трибуны было заявлено: «А в СССР секса и проституции нет», так как женщина равноправна мужчине. Она такой же комбайнер, тракторист, депутат, дипломат. Зачем ей продавать свое тело, если равна мужчине?
В итоге начинается период «Советского аскетизма», где даже развод воспринимается как сексуальное извращение.
Всё благополучно закончилось в 1986 знаменитой фразой: «А в СССР секса нет», но всё это потонуло под гиканьем и улюлюканьем зрителей, а вторая часть гласила: «Потому что в СССР была любовь».
Что еще почитать:
откровение первого российского порнорежиссера, который больше всех снял «фильмов для взрослых» в постсоветское время. Рассказываем, почему для него было важно, чтобы на телах порноактрис не оставалось «клеточек» во время съемок;
актриса «фильмов для взрослых» поделилась историей о том, как попала в новый мир, где нет любви, зато хорошо платят;
кроме этого, секс-работницы пожаловались на притеснения со стороны правоохранительных органов. Рассказываем, что об это думают профсоюзы.
Что вы думаете о легализации проституции в России?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».