Город подробности «Меня занесло к металлическим зубам гребенки». История кровавой мясорубки на «Авиамоторной», которую замалчивали 9 лет

«Меня занесло к металлическим зубам гребенки». История кровавой мясорубки на «Авиамоторной», которую замалчивали 9 лет

В трагедии в московском метро погибли 8 человек, еще 30 пострадали

В 1982 году на станции метро «Авиамоторная» произошла авария на эскалаторе, в которой погибли 8 человек

Ровно 41 год назад в московском метро произошла страшная трагедия на станции «Авиамоторная». 17 февраля около 17 часов вечера, в самый час пик, сорвался правый поручень эскалатора. Тормоз не сработал, и ступени под весом пассажиров полетели вниз.


Трагедию замолчали, о ней стало известно только спустя 10 лет — уже в другой стране. На эскалаторе на «Авиамоторной» погибли 8 человек, еще 30 — пострадали. MSK1.RU вспоминает трагические события и рассказывает, что о них известно сейчас.

«Слышал крики и треск разрываемой одежды»

Вечером 17 февраля 1982 года ничего не подозревающие советские граждане шли, как обычно, с работы в метро. Постепенно людей на входе станции «Авиамоторная» становилось больше, и в 16:30 работники подземки решили включить эскалатор № 4 на спуск. Он несколько минут проработал без пассажиров, а когда сотрудники убедились, что всё нормально, на него запустили первых людей.

Через 15 минут оказалось, что не всё было нормально. С эскалатора на «Авиамоторной» слетел правый поручень, движение ступеней резко ускорилось. В этот момент на четвертом эскалаторе было 100 человек. Они стали падать друг на друга. Кто-то пытался перескочить на соседний эскалатор. Другие залезали на балюстраду, но трехмиллиметровый советский пластик не выдерживал и ломался под весом людей. На нижней площадке скопилась куча из пострадавших и погибших. Всё произошло за 110 секунд.

— Когда ступени, на которых я стоял, вышли на горизонтальную прямую, на меня упало человек 5–6. Падали многие на спины. Меня сшибли, и я упал на спину. Меня потащило вперед. Я слышал крики и треск разрываемой одежды, — вспоминал пострадавший Гурко.

«Скорость эскалатора была настолько велика, что он гудел. Шум этот всё время нарастал…»

— Мне ободрало спину ступенью, разодрало брюки. Помню, как я лежал на спине и меня занесло в сторону металлических зубов гребенки. Моя правая нога попала под балюстраду, потом я почувствовал, как она сломалась о стойку. Перелом был открытый, я ощущал острый край кости, — рассказывал Миронов.

Эти истории советские граждане узнали только в 1992 году, уже после развала СССР, когда их опубликовали в «Вечерней Москве». Тогда же появились первые подробности трагедии, список погибших, а также была опубликована причина аварии. До этого же о трагедии на «Авиамоторной» ходили только слухи. «Вечерняя Москва» оказалась единственной, кто написал о произошедшем, да и то спустя сутки после аварии. Вот это сообщение:

— 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются, — было написано внизу последней страницы номера газеты от 18 февраля 1982 года.

Вот это короткое сообщение

Предприятиям, чьи сотрудники погибли 17 февраля, запретили вывешивать некрологи. Расследование закончили спустя полгода, к ноябрю 1982-го, но о его результатах тоже не рассказывали широкой общественности.

Как позднее станет известно из заключения технической экспертизы, неисправный эскалатор разогнался в 2,5 раза, а его тормоза попросту не сработали:

— После схода поручня сработало блокировочное устройство и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз и не обеспечил остановку лестничного полотна, — цитировала «Вечерка» экспертизу.

Дежурный по станции сначала пытался остановить эскалатор рабочим тормозом со своего пульта. А когда понял, что ручной тормоз не сработал, побежал к балюстраде, чтобы применить аварийный тормоз. Но и он не помог.

На место трагедии приехали врачи из НИИ Скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Историю одного из врачей, Юрия Борисова, описал его сын, журналист Сергей Борисов во всё той же газете «Вечерняя Москва». Тогда, как вспоминал медик, «от Склифа на Колхозной площади до "Авиамоторной" долетели за несколько минут».

— Прямо на асфальте сидела пожилая женщина и плакала. Колени ее были ободраны до крови. Видно, лица у нас были такие, что растерянный милиционер у дверей пропустил нас безропотно. Люди с перекошенными от страха лицами спешили выбраться наружу, — написал в своем рассказе Борисов.

По словам врача, какое-то время поезда еще продолжали останавливаться на станции и люди продолжали высаживаться на платформу.

— Люди вповалку лежали друг на друге, кто-то пытался ползти, кого-то оттаскивали. Мужчина с нелепо вывернутой, затянутой куда-то под ступени эскалатора ногой, кричал от боли, — рассказывал медик.

Одному из пострадавших, Миронову, в тот день повезло меньше всего. Ему пришлось два часа ждать освобождения ноги из-под ступени. Про него также вспоминал Юрий Борисов, что мужчине пытались сохранить ногу.

— Хотели отпилить, напичкав несчастного болеутоляющими, но потом кто-то предложил вырезать автогеном часть металлической конструкции и всё же попытаться сохранить человеку ногу. Жаль, не удалось. Ногу ему потом всё равно ампутировали, — из текста о воспоминаниях Юрия Борисова.

«Не было у работников метро под рукой ни средств, ни механизмов, чтобы быстро освободить»

Причины аварии

Расследование показало, что причиной трагедии стали неправильно настроенные тормоза эскалатора. С этим выводом согласился и суд.

Детали экспертизы опубликовала в 2002 году Московская промышленная газета. В день аварии сломалась ступень № 96. Она застряла под нижней гребенкой платформы, деформировалась и разрушилась. В этот момент двигатели аварийно отключились, но аварийный электромагнитый тормоз не смог остановить эскалатор. А для срабатывания механического скорость эскалатора оказалась слишком мала.

Московская промышленная газета № 19 от мая 2002 года.

Проблемы с этой серией эскалаторов, как писали в 2002 году в Московской промышленной газете, начались с первых дней их эксплуатации.

— Серьезные конструктивные недостатки, низкое качество изготовления отдельных узлов и комплектующих деталей вызывали многочисленные остановки, сопровождаемые длительными простоями, — написали в Московской промышленной газете.

Утром 17 февраля машинист опробовал машину с замером тормозного пути, результаты получились удовлетворительными. Но дело в том, что в декабре 1981-го, за три месяца до трагедии, на всех четырех эскалаторах на «Авиамоторной» установили тормоза новой системы. По данным следователей, сотрудники метрополитена не ознакомились с новой инструкцией и регулировали работу тормозов по старым требованиям.

В итоге эскалаторы этой серии модернизировали, в том числе усилили и ступени. А 3-миллиметровый пластик на балюстрадах, который сломался под весом пытающихся спастись людей, признали тонким и впоследствии заменили на более толстый — 8–10 мм.

Слухи

Отсутствие официальных сообщений породило массу слухов. Новость о трагедии расходилась среди горожан через сарафанное радио, что порождало немало фантастических версий.

— По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сотен человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено, — напечатали в газете «Новое русское слово» в апреле 1982 года, ее процитировала Gazeta.ru.

Даже спустя 10 лет после аварии журналист «Вечерней Москвы» писал, что встречал совершенно разные истории о случившемся в тот день. Кто-то говорил, что дежурный тут же сбежал, другие рассказывали, что конструкторы эскалатора сразу после получения Ленинской премии за работу сразу уехали из страны.

Ранее мы рассказывали истории выживших в теракте в Домодедово в 2011 году и откровения сотрудников аэропорта. А также публиковали историю девушки, первой рассказавшей о нём.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем