Мода циклична. Клеш, подплечники, приталенные пиджаки, платья в цветочек и сумки-авоськи... Над всем этим мы тихо посмеивались, разбирая гардероб наших мам и бабушек, а теперь сами покупаем то же самое в магазинах, буквально охотясь за новыми «старыми» трендами.
В России законодательницей мод была Москва — и в ХХ, веке, и сейчас. Мы вспомнили, как менялась мода в российской столице. Об эволюции стилей в одежде от времен СССР до наших дней рассказала историк моды Елена Мельник.
Во времена СССР в Москве проходили модные показы Анны Бланк, Алика Зингера, Ирины Крутиковой, Вячеслава Зайцева, Людмилы Доброхотовой и других известных модельеров.
«Но СССР все-таки был территорией одинаковых людей, которые вместе шли в сторону коммунизма. А мода — это про независимость»
Поэтому в Советском союзе самоидентификация не поощрялась. Главная цель повестки дня — выполнить пятилетку за три года. Вот это действительно захватывало людей.
Это сегодня мы спокойно относимся к присутствию юбок и прозрачных тканей в мужских коллекциях, а в СССР за это можно было бы и «присесть» на неопределенный срок — в тюрьму или на лечение.
Вместо модных журналов — кинематограф
Любовь Орлова стала одной из первых законодательниц моды и предметом копирования. Андрей Миронов в фильме «Бриллиантовая рука» в голубой водолазке или блестящем костюме был настоящим крашем женской половины страны Советов. Кстати, в то время Джорджио Армани выпустил коллекцию блестящих костюмов. В этом же фильме Юрий Никулин ищет «такой же, но с перламутровыми пуговицами».
Герои «Кавказской пленницы» носят брюки-дудочки и короткие платья. Даже в детском фильме «Старик Хоттабыч» один из героев носил модную рубашку Button-Down с пуговицами на воротнике.
Крепдешин как предмет гордости
В СССР не было качественных тканей. Но сказать, что в СССР совсем всё было плохо, нельзя. Появилась Ивановская мануфактура и большой спрос на ее продукцию. Девушки и женщины буквально гонялись за крепдешиновым ситцем, батиком, хлопком, сатином, тканям в цветочек и с восточными мотивами. Их качество оставляло желать лучшего, но за неимением нормальных тканей, шили из того, что было.
«Крепдешин вообще был предметом гордости. Если удавалось отхватить моток ткани, покупали сразу с запасом, чтобы поделиться с родственниками»
Лен из Тверской области был очень хорошего качества. Его много экспортировали, как и хлопок, но не шили из него одежду.
Брюки превращаются, превращаются брюки…
Модные показы отличались от тех, что мы видим сейчас. Никаких громких битов и диджеев, никаких крыльев, как на показах Victoria Secret. Спокойная обстановка, приглушенная музыка, модели больше похожи на обычных женщин, чем на прекрасных нимф с невероятной фигурой. Неизменным участником показов всегда был ведущий или ведущая, которые рассказывали зрителям о каждой модели платья или пальто. Именно такой показ мы видели в фильме «Бриллиантовая рука».
В Москве Dior, а в селе — всё тот же колхоз
Мода столицы отличалась от регионов. Когда в Москве в 1959 году уже проходил первый показ Christian Dior, в городках и селах СССР женщины преимущественно носили простые юбки, кофты, платья в цветочек и неизменные косынки на голове. Достать что-либо из-за границы могли только жены дипломатов, представителей правящей партии или артисты, спортсмены и музыканты, которых изредка отпускали на гастроли.
Кстати, в свой приезд в столицу СССР Кристиан Диор, изучив продукцию советских ткацких мануфактур, по-настоящему удивился неудобной, жесткой и некомфортной ткани.
«Одна из причин, которая не давала развиваться моде, — бюрократия. В 1970–1980-е годы от эскиза до попадания изделия в магазины могло пройти 2–5 лет»
То не хватало тканей на полноценный модельный ряд, то фурнитуры, то и того, и другого.
С другой стороны, бомонд СССР всегда одевался модно. Мода была кустарной и доступна только узкому кругу. Люди привозили из-за рубежа журналы и московские кутюрье могли творить красоту «для своих».
Ты что, с Урала?!
Те, кто мог позволить себе дорогой шопинг, одевались в «Березке». Эта сеть магазинов стала настоящим символом советской элиты. Простой советский гражданин не мог туда попасть. Самые предприимчивые имели в запасе пару телефончиков фарцовщиков, которые всеми правдами и неправдами «доставали» одежду иностранного производства и перепродавали ее втридорога. Поставками одежды занимались не менее предприимчивые жители Москвы, которых отпускали за рубеж в командировки.
«Фарцовщики официально были вне закона, а неофициально — у них одевались даже представители партийной элиты»
Образ обычного фарцовщика того времени создал Александр Абдулов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».
Трусы из ГДР и югославские сапоги — предел мечтаний
Чуть проще стало, когда в Москве начали открываться магазины с названиями городов соцлагеря: «Ванда», «София», «Будапешт», «Белград», «Польская мода» и другие, но и они были доступны далеко не всем. В целом, тот период можно охарактеризовать как «дефицитный, но очень интересный». Одежду не покупали, ее доставали.
В СССР не было не только секса, но и бодипозитива
Как такого сегмента plus size в стране Советов не было, потому что ГОСТовские размерные линейки были очень широкими. Кроме этого, всегда можно было заказать пошив платья в ателье по индивидуальным меркам.
В СССР своя мода
Когда весь западный мир моды переоделся в миди и макси в 1970-х годах, в СССР начался бум на длину мини. Вспомните фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и красное ультракороткое платье Зиночки.
В это время в моду входят этнический стиль, геометрия, водолазки в рубчик, многослойность, в том числе вязаные жилетки, обувь на платформе и сапоги-чулки, супердефицитная джинса и кожаные куртки, а также меховая опушка на верхней одежде.
Медведь задал тренды
В 1980-х годах на моду повлияла Олимпиада, прошедшая в Москве. Одежда с олимпийской символикой, темно-синие кеды с белыми полосками и надписью «Москва», подплечники (чем больше, тем лучше), вареная джинса, брюки-бананы, комбинезоны, сапоги-дутики — самые желанные вещи каждого советского человека.
Почти революцию в мире моды совершил в 1987 году журнал Burda, благодаря выкройкам которого большинство женщин СССР сели за швейными машинки.
Голда и мини
Мода 1990-х годов запомнилась цветными нейлоновыми спортивными костюмами, яркими лосинами («дольчиками»), бахромой, свитерами с орнаментом, всё той же джинсой, юбками Lambada, болоньевыми куртками, капорами и, конечно же, малиновыми пиджаками.
В моду вновь вернулись мини-юбки. Их носили в костюмах-двойках вместе с пиджаками. Обычная пара того времени: мужчина в малиновом пиджаке и голдой (большая цепь) и девушка в мини.
Выходим на новый круг
Все вышеперечисленные тренды либо уже возвращались, либо вот-вот опять войдут в моду. Естественно, в новой интерпретации и другом качестве тканей. Сегодняшнее время хорошо еще тем, что в моде — буквально всё и мы можем миксовать любые стили и их элементы. Москва — разная, мы — разные, а значит здесь найдется место и ультра мини, и свитеру с оленями, и подплечникам и белым носочкам с туфельками.
Помните моду 90-х, 80-х, 70-х?