В конце октября группы в детских садах и классы в школах начали массово закрывать на карантин. Это происходило по всей стране по разным причинам — где-то из-за вспышек ОРВИ, где-то — из-за гриппа, коронавируса и менингита.
Мы попытались узнать, как много школ и детских садов закрыто на карантин в Москве. В столичном департаменте образования нам ответили на этот вопрос абстрактно: что сейчас в городе нет образовательных организаций, которые полностью закрыты на карантин, но в отдельных случаях действительно введены ограничительные мероприятия.
После нашей публикации о том, что власти Москвы засекретили информацию о школах, где дети массово болеют пневмонией, нас пригласили в одну из них. И мы согласились, думая, что увидим опустевшее здание, где учителя грустно снуют в масках. Но всё оказалось немного иначе: департамент буквально устроил «показательное выступление». Публикуем рассказ корреспондента MSK1.RU Елизаветы Фатеевой от первого лица.
30 октября Москву накрыли дожди. Я приехала в школу № 1080 на востоке города — именно сюда меня пригласили чиновники департамента образования и науки, чтобы показать, как самая обычная школа справляется с карантином. Снаружи было пустынно, хотя в здание вместе со мной зашли несколько подростков — оказалось, сейчас у учеников каникулы, а некоторые приходят на дополнительные занятия, если таковые есть.
Мы договорились, что я побеседую с директором школы и мамой одного из учеников, которого посадили на карантин. На охране записали имя, пропустили через турникет. В коридоре меня уже поджидала сотрудница, которая должна была проводить к директору. У кабинета собрались три женщины, одна из которых и оказалась мамой школьника. Она представилась мне Наталией, держала в руках телефон.
— Мы с вами будем только эти три вопроса обсуждать? — спросила она.
Вопросы мы согласовали с департаментом заранее. И вполне логично, что их сразу прислали моим спикерам — ознакомиться, подумать, что ответить. Краем глаза в телефоне Наталии я увидела какой-то чат в WhatsApp. Там было входящее сообщение: жирным шрифтом выделены мои вопросы, обычным текстом — ответы.
Мы подождали несколько минут в коридоре, затем нас пригласили в кабинет директора — Татьяны Владимировны Зубовой. Наталия села на кожаный диван, я — за стол напротив, предупредила, что займу максимум 20 минут времени, и мы начали диалог.
— Заболеваемость у нас естественная. Осень — тот период, когда дети наиболее подвержены заболеваемости, как каждый год. Сейчас у нас два класса закрыты на карантин, от всех классов это примерно 1%, — рассказала директор.
В частности на карантин в школе № 1080 закрыли восьмой и девятый классы — школьники заболели гриппом. Сколько конкретно, не уточнили, но если учесть, что в классе примерно 25 человек, — это порядка 50 детей. Они ушли на дистанционное обучение за неделю до каникул, а с их окончанием, скорее всего, уже вернутся в строй.
Вопросы к директору у меня были достаточно формальные. Татьяна Владимировна объяснила, что карантин у них вводят, когда в классе по причине болезни отсутствуют более 20% детей. Его могут ввести как по решению Роспотребнадзора, так и по приказу директора. Родителей об этом оповещают через классных руководителей, а еще присылают им приказ, где четко указаны сроки карантина и способ организации обучения.
— Обучение у нас дистанционное, на платформе «Сферум», это наша платформа. Есть уроки электронные, есть цифровое домашнее задание, в МЭШ очень много всякого контента, учителя это всё применяют. Но это практика не новая, потому что во время пандемии у нас все сидели на дистанционном обучении. Поэтому мы это всё уже знаем, это отработано, и сейчас просто пришлось вспомнить, — успокоила директор.
Я спросила, что делать в случае, если карантин не ввели, но родитель не хочет, чтобы ребенок шел в школу из-за того, что кругом все чихают. Татьяна Владимировна ответила, что у них такие истории не случаются, но в целом вопрос решается индивидуально. Мать или отец могут написать заявление, учителя составят план, и ребенок будет подключаться на уроки дистанционно.
«Учителю просто придется ставить свой гаджет, чтобы ребенок слышал и видел, что происходит на доске»
В общем, разговор с директором сложился весьма хорошо. Татьяна Владимировна еще отметила, как важно вакцинироваться и что сделать это можно прямо в школе, и что во всех зданиях установлены санитайзеры и работают бактерицидные облучатели. Ну и главное — поводов для беспокойства нет, никакой эпидемии не предвидится.
Потом настал черед мамы школьника. Она пересела за стол напротив меня.
— Вы меня извините, я очень нервничаю, поэтому буду в телефон подглядывать, ничего?
«Ничего», — ответила я, но почувствовала неладное. Спросила, как она отнеслась к тому, что в классе ее ребенка ввели карантин.
— Я отношусь к этому с пониманием, надо, значит надо. Карантин — это мера предосторожности, чтобы не распространялась инфекция. Важно, чтобы дети не болели, — ответила очень тихо и осторожно Наталия.
Чувствуете флер чиновничьего языка? Вот и я почувствовала. Я-то ждала, что родитель офигел от такой новости и схватился за сердце. Или хотя бы немного испугался. Или просто был недоволен. Но «надо, значит надо».
Спрашиваю, как теперь организована учеба, а как карантин отразился на качестве обучения? Наталия информирует: процесс обучения организован через платформу «Сферум». Родителям выслали расписание уроков, звонков, классный руководитель всегда на связи с детьми и родителями.
— Занятия проводятся интересно. У детей есть возможность полноценно отдыхать между занятиями, в то же время сразу после уроков ребенок может приступить к выполнению домашнего задания, что экономит время значительно.
Сплошные плюсы в этом карантине! Видимо, восьмиклассник Наталии не вошел в те 20% учеников, которые заболели гриппом. Мама ни разу не сказала, как непросто ребенку учиться с температурой и разрывающейся головой, хоть и из дома. На вопрос о качестве обучения женщина ответила емко: «Полноценный результат будет заметен, когда дети выйдут в школу».
Следующий вопрос: а есть ли трудности с тем, что теперь ребенок днем находится дома? Наталия говорит, что трудностей не видит, наоборот, хорошо, что у нее появилась «возможность наблюдать за учебным процессом», она очень рада.
Я попыталась немного расшевелить Наталию: а ребенку-то как больше нравится учиться, в школе или дома? И дальше она произносит следующую фразу:
«Дети видят в каждом своем положении плюсы и минусы. Конечно, в школе интереснее, они общаются. Человек — существо социальное»
У меня сложилось впечатление, что я говорю не с живой мамой, а с департаментом. Вопрос о том, почему властям стыдно говорить о карантинах открыто, так и повис в воздухе.
Напоследок я спросила, могу ли сфотографировать пустой класс. И, как бы, наверное, сказали в департаменте, — начался процесс организации фотографирования. Одна женщина меня передала другой, а та пошла заглядывать за двери и приговаривать: «Так, сейчас выберем класс, который получше выглядит». Сфотографировать получилось это:
Кстати, недавно инфекционисты предупредили о приходе в Россию еще одного вируса. Называют его обычно «кишечный грипп». Прежде всего он поражает желудочно-кишечный тракт. Ранее мы уже подробно рассказывали о симптомах и особенностях энтеровируса.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнавать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».