Настоящая зима ворвалась в Москву в середине ноября, а отопление в квартирах москвичей появилось еще во время первых заморозков — с начала октября. Но повезло не всем. Есть в Москве деревня Новокурьяново, которая находится в Южном Бутове внутри железнодорожного кольца. Мы побывали там и посмотрели, каково приходится местным жителям.
Закольцованные
Люди здесь живут внутри экспериментального железнодорожного кольца. Появилась деревня еще в 30-х годах прошлого столетия. Железнодорожный обруч построили для испытаний новых локомотивов и поездов. Рядом с этим местом сейчас стоит известный памятник посвященный конструкторам паровозов, изготовленных в советские годы. Один из таких стоит возле здания РЖД, его выпустили в 1954 году.
Полноценно жители стали заселять земли внутри железнодорожного кольца в 1949 году. Людей сюда перевезли из Курьяново, на месте домов которых построили очистные сооружения, более известные как «курьяновские отстойники». С собой курьяновцы привезли и деревянные дома. Позже в деревне открыли школу. В 1984 году Новокурьяново вошла в состав Москвы, будучи частью Южного Бутова. С тех пор судьба жителей находится в подвешенном состоянии. До 2010-го обещали расселить всю деревню. Но потом власти решили иначе.
Некоторые аварийные дома расселили в начале 2000-х. Остальных трогать не стали. Так захотели сами старожилы деревни.
— Это правда, что переселяли людей, — рассказала местная жительница Антонида. — Все, кто хотел уехать, уехали. Тут остались более-менее нормальные дома. Есть, конечно, старые деревянные. А кто-то на их месте новые кирпичные строит. В общем, у кого на что денег хватает, но не жалуемся.
Хотя жаловаться есть на что. В деревне нет магазинов. Ближайшая поликлиника находится примерно в 7 километрах. Школа закрыта. Маршрутки и уж тем более автобусы в Новокурьяново не заезжают. Местные ежедневно, чтобы выбраться «в город», идут почти 2,5 километра до ближайшей станции.
— Без машины здесь делать нечего. У молодых она у всех есть, — с улыбкой сказала Антонида.
— А вы как ездите-то?
— Ну подвозят, если куда надо. А летом до магазина, если нехолодно, то пешком иду 1,5–2 километра где-то так. А что? Для здоровья полезно.
При этом местные говорят, что зимой многим не до полезных для здоровья прогулок, когда нужно идти до Щербинки, чтобы там сесть на электричку.
— Так бывало, что снегом всю дорогу засыпает, — вспомнил местный житель Олег Васильевич. — Когда первым идешь снега бывало по колено. Тропинка узкая. В общем, с трудом пройти можно. Но сейчас вроде чистить стали.
Еще одна проблема у новокурьяновцев — отсутствие газа. Только вдумайтесь: в столице страны, которая занимает первое место по добыче газа, есть деревня, в которой почти полтысячи человек отапливают свои дома дровами и углем.
— Вот так берем уголь, насыпаем его себе в тачку и везем к себе, топить, — рассказал Олег Васильевич.
— А газ вам проведут?
— Да в этом году пообещали, что скоро подведут. Сейчас от новых домов к нам трубу ведут.
И действительно на выходе из деревни установлен паспорт объекта: «Догазификация населенных пунктов Москвы. Сроки выполнения работ стоят до четвертого квартала 2023 года». Правда, на месте корреспондент MSK1.RU рабочих не увидел. Просто голое поле, забор и паспорт объекта. Соответственно, уточнить, на каком этапе строительство, было не у кого. Редакция направила запрос на имя заказчика АО «МОСГАЗ», чтобы узнать, когда жители смогут начать газификацию своих домов. Но, скорее всего, подключаться к газовой трубе жители будут уже после зимы 2024 года.
С электричеством в деревне тоже есть проблемы. Возле местной электростанции постоянно стоит дежурная машина с дополнительным генератором. По словам дежурного, работают посменно.
— Вы про что пишите? — поинтересовался мужчина из кабины.
— Как живет деревня.
— А как она живет, по-вашему? Газа нет, свет выбивает, транспорта нет. Так и живет.
— А как регулярно свет отключается?
— Ну нас поставили дежурить круглосуточно. Но сейчас начнет чаще выбивать. Холодает, люди греются, подключают обогреватели. Вот и пожалуйста.
Метель, вороны да собаки
Местная школа не похожа по внешнему виду на типичную громадную, какие натыканы по всей Москве. Это кирпичное здание высотой в один этаж и с мансардой. Да и та закрыта. Никого нет, редкие машины проезжают мимо.
— Ну здесь неместные редко бывают, — призналась Антонида. — Единственное, сюда иногда приезжают те, кто учится водить. Людей нет, вот они и ездят как могут по пустым дорогам. Чуть пугают, конечно, поворотники не включают и всё такое.
А дети теперь учатся в Москве. Кого-то в школу отвозят родители, другим приходится ходить до электрички в Щербинку.
По словам местных, после того как расселили аварийные дома, власти обещали, что будут благоустраивать Новокурьяново. Хотели даже построить школу и детский сад в 2015 году. Но что-то пошло не так и получилось как всегда — обещанные проекты свернулись, а будущие школы и детские сады перенесли ближе к району новостроек в Южном Бутово.
— Ага, построить хотели. Еще, может, хотели, чтобы у нас бабушки по трех детей родили? — язвительно сказал местный на велосипеде. Он как раз возвращался из магазина. — Даже нашу, единственную школу и ту закрыли. У нас детей, правда, немного. Не знаю, зачем нам садик и школа новая.
Мужчина при этом указал на другую проблему, которую создает администрация города.
— Вот видите место здесь? Эта земля городу принадлежит, — показал мужчина в сторону зарослей между двумя домами. — Тут растительность всякая сухая. Бурьяном всё заросло. Землю никому не продают. А это ведь нарушение пожарной безопасности. Мало ли кто сюда окурок бросит, это в мгновение вспыхнет, а рядом деревянные дома.
Вообще в Новокурьяново много старых заброшенных домиков. Какие-то сгорели несколько десятков лет назад, а в какие-то стоят заваленные снегом: может, там и вовсе никто не живет, а быть может, их используют только летом как дачи.
— Нам до 2010 года обещали, что всё лишнее снесут, — вздохнул Олег Васильевич. — А потом передумали. Пришлось ремонт делать, до этого боялись, ждали решения. Теперь сын со мной живет на втором этаже. А дом старый, его еще отец привез из Курьяново, когда всех переселяли.
Все улицы в Новокурьяново называются Железногорская и дальше 1-я Железногорская, 2-я и так до 6-й. Но так было не всегда. Изначально они назывались Лесная, Садовая, Центральная и так далее. Но во времена Перестройки их переименовали в честь Железногорска. Так и получилось, что в окруженной железной дорогой деревне теперь все улицы Железногорские.
По словам местных, сейчас разговоров о новых проектах застройки в деревне нет. Расселять тоже пока никого не планируют, разве что у кого дома будут аварийными признаны. Но люди ждут газификацию и надеются, что вскоре смогут отказаться от угля.
— К нам заглядывают разве, что жители ближайших районов, — сказала Антонида. — Люди катаются на велосипеде, смотрят на деревушку, да на железную дорогу.
Ранее MSK1.RU рассказывал, как живет наукоград Дубна. Мы также сделали репортаж из самого необычного поезда Подмосковья, который едет из ниоткуда в никуда
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».