В районе станции метро «Аэропорт» находится первый специальный полк полиции. За кирпичными стенами и железным забором с колючей проволокой заметны сине-белые машины и автозаки. Кое-где стоят сотрудники МВД. Со стороны выглядит как типичное отделение полиции, которое есть в каждом районе Москвы. Но это не совсем так: чуть поодаль от КПП находятся конюшня и манеж — один из самых больших в столице.
Каждый день кавалеристы тренируют здесь лошадей. Садясь на них верхом, они выезжают для патрулирования улиц города. Казалось бы, конная полиция — это то, что было необходимо еще в царской России, когда вместо автомобилей были повозки, а за безопасность города отвечала кавалерия.
Зачем сейчас нужна конная полиция? Что входит в обязанности кавалеристов и что они делают на службе? Корреспонденты MSK1.RU побывали в первом специальном полку полиции, чтобы узнать об этом.
Как готовят коней к службе?
Заходим в конюшню, где в денниках стоят несколько коней разных мастей. Одни внимательно наблюдают, выглядывая из-за решетки, другие протягивают морду в поисках чего-нибудь вкусного, а третьи показывают всем своим видом недовольство, просясь поскорее выйти на улицу для прогулки.
В этот момент кавалерист первого спецполка старший сержант полиции Марина Воробьева вывела одну из лошадей. Сотрудница полиции начала готовить своего напарника к выходу в город. Оказалось, процесс сложный, но интересный.
— Это мой напарник. Его зовут Джой, — указывает Марина на коричневого окраса коня. — Сейчас мы его будем готовить к патрулированию. И начнем с чистки. Начинаем со скребницы (железная щетка для чистки лошадей. — Прим. ред.), очищаем всю пыль, чтобы ему нигде ничего не натерло, потому что лошади стоят в опилках, и они попадают под шерсть. Потом мы начинаем чистить ему ноги, чтобы вытащить всю грязь из-под копыт.
После этого Марина Воробьева набрасывает на коня специальное суконное покрывало, которое называется вальтрап. Затем идет другое покрывало — зеленого цвета с российским гербом. И только после этого на коня надевают седло.
— У каждой лошади есть свои особенности. Мой конь может набить себе седлом холку (часть шеи, смежная с хребтом. — Прим. ред.). Потом надеваем седло. Далее застегиваю под пузом подпругу — специальный широкий ремень. Он у меня толстоват, поэтому придется поднапрячься, — с улыбкой говорит девушка. — Теперь переходим к оголовью. У каждого они разные. Всё зависит от темперамента и характера лошадей. Изначально оно подбирается по размеру. Это необходимо для того, чтобы конь лучше чувствовал, когда я им управляю. После того как мы надели обмундирование на коня, идем одеваться сами.
Мы выходим на улицу и идем к манежу. Под высоким куполом там резво носятся кони. Рядом стоят тренеры или сотрудники полиции, которые отрабатывают с ними элементы.
Тренировки и тяжелый труд
Коней, как и других животных, тренировать и дрессировать сложно. Наезднику необходимо иметь определенную выдержку и терпение. Лошади, подобно людям, имеют свой характер: кто-то из них более покладистый, а кто-то не прочь «показать зубы» и заупрямиться. Когда тренировка заканчивается, коней выводят с манежа. На морозе от их тел в воздух поднимается пар.
В первый полк полиции несколько лет назад даже приезжал президент России Владимир Путин. Он подарил кавалерии коня, который до сих пор там служит и вместе с другими лошадьми «выходит на работу», заступая на стражу безопасности Москвы.
— У нас каждая лошадь как отдельная личность. И за каждой глаз да глаз. У нас проходят и конкурсы, и даже спектакли для детей. В последние разы у нас был полный аншлаг. Кони делают просто виртуозные трюки, — рассказывает один из сотрудников полка.
Куй железо пока горячо
Важная часть в подготовке коней к службе — их подковка, без этого лошади попросту не смогут ходить по улицам города. Каждые 35–40 дней кузнец меняет им подковы. Чтобы узнать, как именно происходит этот процесс, после манежа мы зашли в кузню — небольшое помещение с голубыми стенами, где висели разного вида и размера подковы. На полу лежит небольшая куча опилок, а в углу, привязанный за поводья, стоит конь.
Заложив между ног копыто коня, кузнец начинает свою работу. Он уже 20 лет проделывает это почти каждый день. По его словам, это большая физическая нагрузка на спину, будто поднимаешь несколько килограммов железа.
— Процесс начинается с того, что необходимо очистить подошву, — рассказывает кузнец. — У меня есть специальные ножи. Коню совершенно не больно. Это всё равно что ногти стричь. Конечно, если я чуть дальше залезу, то лошадь можно и поранить. С этим необходимо быть аккуратным. Если неправильно обточить копыто, конь может начать хромать и повредить ногу.
У каждой лошади есть особенности копыта. Если сравнивать с человеком, то у людей же разные размер, подъем и построение ноги.
— Со стороны кажется, что это просто. А первое время и колени болят, и всё болит. Я же держу ногу коня за счет мышц. После того как отшлифовали подкову, начинает прибивать ее к копыту с помощью специальных гвоздей. На обычные это не получится сделать. Гвоздь проходит по мертвой зоне. Если взять неправильный угол, то это будет словно иголку под ноготь загнать, — объясняет специалист.
У лошадей в первом спецполку есть свой врач. По словам сотрудников, ветеринары дежурят здесь круглосуточно, следя за состоянием животных. Поэтому после кузницы мы пошли в ветеринарный лазарет, который также находится на территории полка.
Внутри всё выглядит как в обычном кабинете врача в районной поликлинике. Только масштабы отличаются. У стен стоят белые шкафы, на полках — множество лекарств. В центре комнаты — специальное приспособление с несколькими красными лампами.
Как нам объяснили, красные лампы — это инфракрасное излучение, действие которого напоминает солярий. Так специалисты согревают коней, когда те болеют.
— Мы ежедневно осматриваем лошадей, — рассказывает капитан полиции Сухих. — Если кавалерист заметил какие-то странности в поведении коня, которые указывают на болезнь, то его тоже приводят сюда. В работе с животными есть свои особенности. При непогоде лошадь не выходит на службу. Например, при минус 20 и в самую жаркую солнечную погоду при плюс 30.
По словам капитана полиции, лошади болеют примерно такими же болезнями, что и человек. Поэтому часть лекарств, которые им дают, может купить в аптеке и каждый из нас. Нередко кони травмируются, так как службу они несут в лесах и парках. А кавалерист может не заметить осколки от бутылки или какие-то другие предметы, которые повреждают копыта лошадей.
— Мы столько времени работаем, что уже выучили привычки некоторых лошадей, которые не любят процедуры. Например, делают вид, что не хотят делать прививки. Но у нас все лошади хорошие и воспитанные. Обычно кавалерист и конь неразлучны, — рассказывает специалист.
Когда лошадь выходит на пенсию и уже физически не может служить, ее выкупает организация, которая занимается иппотерапией. То есть с теми, у кого есть заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом.
«Конная полиция — это эстетика»
После всех этих приготовлений кони вместе с кавалеристами выходят на улицы Москвы для патрулирования. Старший сержант полиции Алексей Прончев рассказал, почему он решил работать в МВД и нести службу на конях.
— Конная полиция — это эстетика. Когда работаешь в парках, на спортивных мероприятиях или в городе, то люди восхищаются, видя полицейских на лошади. Подходят, улыбаются, гладят. Конечно, просят прокатиться на лошади, но так нельзя. В лесах мы обычно занимаемся профилактикой. Не всегда увидишь полицейского на коне. У меня отец служил в этой роте и батальоне после армии, поэтому решил пойти по его стопам, — рассказывает Алексей.
По словам старшего сержанта полиции, кавалеристы редко сталкиваются с какими-то трудностями. Чаще всего им встречаются законопослушные горожане. Как рассказывает Прончев, основная сложность в патрулировании с животными — соблюдение ПДД. Нужно быть внимательнее, чем обычно. Иначе можно либо травмировать коня, либо подрезать машину.
— Когда видим того, кто нарушает закон, подходим к нему прямо на коне, — объясняет Алексей. — Там уже у преступников, наверное, не остается желания бежать. В основном они просто в шоке. Мы работаем в паре, потому что патрули обычно происходят именно так: и в конном строю, и в пешем. Например, в Лужниках мы всегда там задействованы, без нас там вообще не обойтись.
Конный патруль, по словам Алексея Прончева, необходим в лесопарках, потому что лошадь может пройти там, где возникают сложности у патрульных машин. Через ветки, овраги пробираться сложно. Кроме того, конная полиция регулирует пассажиропоток при входах на станциях метро после больших мероприятий.
Пока мы разговариваем с сотрудниками первого конного полка, мимо шли мамы с детьми. Многие прохожие удивлялись, видя полицейских верхом на конях.
Что еще почитать
Интервью со следователем, занимавшейся делами маньяка и людоеда. Гульнаре Абибулаевой за 20 лет работы доставались самые жестокие и сложные преступления;
частный сыщик рассказал о первых делах, криминальных репортажах и убийствах, а также поделился тремя кладбищенскими историями, где люди по непонятным причинам занимаются сексом прямо на могилах;
интервью с бывшим следователем МУРа Мироновым, который поймал знаменитую зюзинскую маньячку.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».