На днях стало известно, что власти Москвы решили перекроить границы ТиНАО. Громче всех, кажется, возмутились жители Внукова, которых из «старой» Москвы планируют перевести в Новую. Но заволновались не только там. Публикуем колонку активистки Троицка Ирины Костылевой.
Информацию о том, что будет реформа, я получила из, как говорится, надежного источника недели две назад. Было как-то странно: 12 лет всё налаживали-налаживали, в законы вносили изменения, структурно отстраивали — и всё разрушить в один миг?
Складывается впечатление, что идеологи реформы просто работали с картой, вычерчивая на ней новые границы и передвигая игрушечных солдатиков: этого сюда, этого туда. О жителях и их проблемах вообще никто не думал. Не говоря уж о том, чтобы их о чем-то спрашивать. Людей поставили перед фактом.
Поэтому очевидно, что перед многими встали в первую очередь практические вопросы:
кто-то собрался продавать квартиру, а ее цена зависит от района, в котором она находится;
кто-то участвует в программе реновации и теперь переживает, куда ему будет предложено переселиться;
кто-то нацелился на престижную школу в своем округе, а теперь оказался в другом;
кто-то спрашивает о необходимости изменения записи об адресе регистрации в паспорте (говорят «не надо, при смене паспорта», но как «не надо», если поселение Десеновское, к примеру, прекращает свое существование на административной карте?)
И еще множество других бытовых вопросов, волнующих население. С людьми пока с официальных позиций никто не разговаривает.
Молчание пугает людей
Всех этих пунктов уже достаточно, чтобы почувствовать себя униженным, низведенным до уровня передвигаемого по карте игрушечного человечка.
Даже детализованную карту новых границ люди вынуждены отрисовывать самостоятельно, и до сих пор в некоторых поселениях актуален вопрос: а моя улица куда?
Но далее из откровений бывших и нынешних чиновников стало понятно, что им-то известно о готовящейся реформе уже минимум 2,5 года, а то и больше.
И тут возникает резонный вопрос: если известно, что в скором времени Троицк, к примеру, прирастет территориями, то зачем было в планировании исходить из широко используемого тезиса «город должен развиваться, а ему некуда, кроме леса». Зачем было вырубать лес под строительство школы и детского сада и забивать в Генплане еще большую вырубку? Что вообще будет сейчас с Генпланом Троицка, на разработку которого потрачена масса денег?
Что касается школы, я, помнится, еще на встрече с Дудочкиным (мэр Троицка. — Прим. ред.), когда он презентовал программу «Мой район» (или как она там называлась), предлагала договориться с соседними поселениями (а теперь и договариваться не надо, да?) и построить на полях, не вырубая лес, большую специализированную (с каким-нибудь уклоном) школу с парковкой, чтобы родители могли привозить детей. Но никому это не было нужно.
В прошлом так же было со станцией скорой помощи: можно было договориться с федерацией и использовать пустующие территории Рановской больницы, но проще рубить лес, он ничей.
Что будет с муниципальными предприятиями? Несмотря на успокаивающие заявления, люди, там работающие, вовсе не пребывают в спокойной уверенности в завтрашнем дне. Это же касается и рядовых сотрудников администраций и аппарата советов.
Местное самоуправление секвестрируют
Ну и самое, с моей точки зрения, важное. Реформа уничтожит местное самоуправление. Казалось бы, зачем эта никому не понятная и ненужная надстройка? Они ничего не могут и ничего не решают.
Но посмотрим внимательней. Многие (если не все основные) вопросы повседневной жизни оперативней и проще решать на местном уровне. Уборка снега, мусора, плохой асфальт в конкретном дворе, сломанные качели, отсутствие урн и т. д., и т. п. Можно, конечно писать на мос.ру и «Наш город», но исполнение всё равно делегируется на места.
Чем ближе исполнение и контроль за ним, тем удобнее жителям. И власть это понимает — нормально функционирующее МСУ с непосредственным участием жителей — головная боль чиновников: хлопотно и опасно. Поэтому чем дальше от жителей отодвигается центр принятия решений, тем спокойней. Чем меньше полномочий у местных органов самоуправления, тем больше возможностей у власти передвигать по карте игрушечных человечков.
Поэтому и урезаются полномочия местных органов, над ними ставятся «наблюдающие» и исполняющие сверхструктуры от власти региональной, управы, — чиновники, подотчетные начальству и от населения никак не зависящие.
Конечно, некоторые жители, неудовлетворенные реалиями и неспособностью местной власти решить их проблемы, сейчас уповают на реформу, как на способ мгновенно устроить нам тут рай на земле: и дороги построят, и снег уберут, и мусор испарится, и школы откроют. Короче, любимая российская забава — упование на далекого барина. Уже который век уповаем.
Во всём мире усиливают местное самоуправление, но у нас свой особенный путь.
Как вам идея изменить внутренние и внешние границы ТиНАО?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».