Жители района Строгино уже несколько месяцев борются за сохранение Москворецкого парка. Они записывают видеообращения к президенту, пишут письма мэру, держат связь с префектом и пытаются контролировать ход работ вместе с муниципальными властями.
Строгинцы не против благоустройства, но считают, что на особо охраняемой природной территории его быть не должно, и предлагают компромиссные варианты. Они уверены, что самое важное в городской программе благоустройства — это диалог между жителями города и городскими властями.
Местная активистка Белла Донникова в своей колонке объясняет, почему лучше всё оставить в первозданном виде. Далее — от первого лица.
Вообще-то москвичи с жиру бесятся. Спросите любого человека, живущего за пределами столицы, — и он подтвердит, что это так: вон им даже бордюры меняют каждый год! Главное — самих москвичей не спрашивать, что они думают об этих бордюрах. Их и не спрашивают. Но они почему-то всё время пытаются что-то сказать.
У Строгино одна особенность: если взглянуть на карту — это действительно практически полуостров. Находится он на северо-западе Москвы, там, где Москва-река начинает свой путь по городу. Заселялся район в 1979-м, так что этой осенью он отпразднует свое 45-летие.
Похоже, именно к юбилею московский градоначальник и задумал одарить район благоустройством, не уточнив, впрочем, сильно ли будут рады строгинцы такому подарку. Обнаружился этот самый подарок в январе на сайте госзакупок. Два контракта на проектирование, по территории от МКАД и до Строгинского шоссе на сумму 161 млн руб. и по Строгинской пойме и Щукинскому полуострову на 166 млн руб. Сами работы на местности обойдутся налогоплательщикам раз в десять дороже.
Вот и взгрустнули жители, и не столько из-за суммы, не помещающейся в среднестатистической голове, сколько из-за того, что благоустройство пришло не на улицы, не во дворы, а в любимый парк. Парк, который не просто парк с качелями-каруселями, а часть Природно-исторического парка «Москворецкий», имеющего статус ООПТ — особо охраняемой природной территории.
Беда в том, что нет в законодательстве такого понятия — «благоустройство природы». Законодателям и в голову не могло прийти до недавних пор, что в лесу можно прокладывать асфальтовые «тропинки», вдоль аллеи устраивать ливневую канализацию с отводом в никуда. Наверное, поэтому и нет однозначных законодательных запретов на проведение благоустройства в границах ООПТ. Если по уму, то за территорией, на которой обитает 150 видов краснокнижных животных, птиц, растений, насекомых, надо постоянно бережно ухаживать, а не переделывать ее, прикрываясь «пожеланиями жителей».
Нет, поймите меня правильно, жителей-то как раз бы и надо было спросить, что они хотят! Но, видите ли, я ведь тоже могу захотеть устроить дискотеку в квартире соседа, или гараж на Красной площади, или продуктовый магазин в кабинете директора школы, и я даже подписи могу собрать в поддержку подобного бредового предложения. Значит ли это, что мои «хотелки» тут же будут исполнены?
В случае с особо охраняемой природной территорией это почему-то не работает: и широченные асфальтовые дороги для проезда автотранспорта, и ярко освещенный променад на высоком песчаном берегу, и сваи с настилами вместо песочка на пляжах — это всё делается, оказывается, «по просьбам трудящихся». Неясно только, знают ли об этом сами трудящиеся.
Не хочется верить в то, что московский мэр сознательно убивает московскую природу, добиваясь тем самым, чтобы Москва стала непригодна для жизни. Возможно, его ввели в заблуждение какие-то добрые люди, внушившие ему, что природе в городе не место? Наши письма, увы, до мэра не доходят: их просто пересылают заказчику благоустройства, Департаменту капремонта (ДКР).
Но при чём тут ДКР? Вот и мы никак этого понять не можем. Судя по наименованию, задача департамента — вовсе не благоустройство природной территории, а капремонт московских многоэтажек, который он проводит неизменно под рыдания и стенания жильцов очередного несчастного дома. Тем не менее благоустройство московских особо охраняемых природных территорий поручено именно Департаменту капремонта, и делает он его как умеет. На все жалобы граждан уверенно отвечает, что всё в порядке, всё соответствует и никакие законы не нарушаются.
У нас-то далеко не всё в порядке: это по нашей краснокнижной Строгинской горке, по гвоздике и колокольчикам ездит безжалостно тяжелая техника, это нашу, десятилетиями утоптанную, живописную тропу вдоль берега заменяют широкой дорогой в самый край оврагов, это нашим совам и соловьям ставят повсюду фонари… И это мы, строгинцы, не можем понять, как это так получается, что проект с красивыми картинками официально еще не согласован и не сдан заказчику, а работы в парке кипят уже с апреля, причем кипят так, что только диву даешься, как быстро умеют работать порой подрядные организации. Если б еще они при этом не крушили бы всё вокруг, до чего только могут дотянуться.
Согласны с автором?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».