Недавно по Москве стали ездить машины «Яндекс Go» с необычными рисунками — возможно, вам уже даже попадались такие на улицах города. Это не просто способ разнообразить внешний вид привычных желтых автомобилей: проект «Глазами разных» — это способ привлечь внимание к фондам, которые помогают людям с психической инвалидностью.
«Глазами разных» — название арт-проекта, организованного «Яндекс Go», социального проекта Яндекса «Помощь Рядом» и благотворительных фондов. Цель проекта — привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются люди с особенностями развития, увидеть мир их глазами, а также помочь фондам и их подопечным.
— Это я рисовала в фонде. Красками, карандашами, маркерами, — показывает на машину 29-летняя подопечная фонда «Жизненный путь» Светлана Бычкова.
MSK1.RU узнал у автора одной из таких работ, как она попала в фонд, а у представительницы фонда — как он функционирует.
«Помощь должна быть минимальной»: как живет фонд
Светлана Бычкова любит рисовать с детства. В основном, насекомых, животных и людей. Пока что «Моль» — единственный ее рисунок, который увидел свет, но планы у нее выдающиеся.
Света — один из первых клиентов фонда «Жизненный путь». До попадания в фонд она жила в психоневрологическом интернате, где оказалась еще до совершеннолетия.
— Я сначала жила с мамой. Потом, когда мне исполнилось четырнадцать лет, меня забрала опека. Потому что мама дома не ночевала, — рассказывает Света.
Когда началась эпидемия ковида, фонд помог разгрузить психоневрологические интернаты и «забрал» часть людей — так Света оказалась подопечной фонда.
— Фонд помогает людям с психической инвалидностью жить обычной жизнью, — объясняет менеджер мастерских благотворительного фонда «Жизненный путь» Наталья Давыдова. — Иметь дом, работу, друзей.
— Собаку! — радостно перебивает Света.
— И, возможно, собаку, — соглашается Наталья Давыдова.
Очень часто люди хотят быть особенными, отличаться от других. Так получилось, что клиенты фонда, наоборот, прилагают огромное усилие для того, чтобы быть обычными. Работать. Получать зарплату. Ездить в общественном транспорте. Ходить в музеи и на выставки.
Некоторые подопечные фонда живут в квартирах для «сопровождаемого проживания» — это такой формат жизни, при котором фонд снимает квартиру в обычном доме для группы людей с особенностями развития. Такая квартира не выглядит как маленький интернат — она «растворяется» в доме, а сами люди интегрируются в общество. У подопечных складываются отношения с соседями. Всегда найдется вредная соседка — и всегда, наоборот, найдется та, которая принесет пирожки. Такая вот естественная социализация.
В этих квартирах подопечные сами себе готовят, ведут быт, убираются и приглашают гостей — а фонд следит, чтобы у них была какая-то занятость.
— Человек, вышедший из интерната, как правило, не имеет каких-то своих сформированных интересов, предпочтений. Там основным развлечением является телевизор, — объясняет менеджер мастерских благотворительного фонда «Жизненный путь» Наталья Давыдова. — В квартирах телевизора, как правило, нет.
Для занятости есть те же мастерские. Вот, например, в мастерской «Соседи» клиенты фонда могут выразить себя в творчестве: можно шить, рисовать, делать крафтовую бумагу, клеить коллажи и даже собирать кукол из яичных коробок.
Сейчас у фонда девять мастерских в Москве — в одной из них ребятам, которым просто тяжело жить в обществе, помогают научиться резать морковь, завязывать шнурки, выходить в город, самостоятельно планировать маршрут и покупать продукты в магазине.
Люди с инвалидностью — и живут в квартире самостоятельно?
Не все подопечные фонда могут жить самостоятельно — сначала нужно пожить в «тренировочной квартире» и доказать, что можешь обустроить свой быт. И даже потом тебя не бросят на произвол судьбы: у каждого подопечного есть куратор — это близкий человек, который всегда на связи. А в каждой квартире есть «сопровождающий» — это тот, кто регулярно приезжает и помогает ребятам в квартире: приготовить, убраться, решить какую-то бытовую проблему.
— К кому-то [сопровождающий] на ночь приезжает, к кому-то ходит раз в неделю: помогает составить список покупок, поговорить о жизни, о планах, — объясняет Наталья Давыдова. — Мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы человек мог жить самостоятельно настолько, насколько он может. То есть, помощь должна быть минимальной. Не потому, что мы жадные. Ну хотя, конечно, благотворительному фонду всегда не хватает денег на сопровождение и всё такое прочее.
Любое самостоятельное действие, которое человек осваивает, — это шаг к свободе. А это самое главное в жизни человека. Когда ты свободен выбирать, как тебе в жизни, что тебе делать. Собственно, для этого всё и делается.
В Москве сейчас таких 11 квартир — вы можете и не знать, что в вашем районе живут необычные соседи. В них попадают ребята, которые хотят научиться самостоятельности — это могут быть дети интернатов или даже те, кто рос в семье. Они выращены в любви, но совершенно не приспособлены к самостоятельной жизни.
— Если мы видим, что человек очень хочет жить самостоятельно и может жить самостоятельно, то мы начинаем думать, как это устроить. «Тренировочные квартиры» помогают им [семейным ребятам] отлепиться от родителей — потому что это, чаще всего, несколько созависимые отношения. Особенно с теми родителями, которые много вкладывают в ребенка. То есть, они всё время с ним, они говорят: «Мы ходили туда, мы ходили сюда, мы умеем отлично рисовать и лепить».
И вот они выше своих родителей на голову, и они протягивают ножку, чтобы старенькая мама завязала шнурки. Это не осуждение, это, к сожалению, такая реальность.
И когда человек попадает в тренировочную квартиру, где сопровождающий учит его завязывать шнурки самостоятельно, оказывается, что очень многое можно сделать самому. И приготовить, и помыть за собой посуду, и купить сладости к чаю, и заварить чай. А это, что самое главное, дает свободу.
Система таких квартир, считают в фонде, выгодна всем: люди с психической инвалидностью перестают считать себя балластом и сами уходят от картины мира, где они — иждивенцы.
— Многие могут работать (сейчас в фонде квотировано 12 человек — они работают и получают полноценную зарплату. — Прим. ред.) и приносить пользу, вести нормальную жизнь, если дать им такой шанс. А для общества [польза такая] — чем легче мы умеем договариваться с теми, кто не похож на нас, тем выше наш человеческий потенциал к преодолению чего угодно, любых сложностей, — считает представительница фонда «Жизненный путь».
Ранее мы писали, как молодой москвич стал инвалидом и поменял свои взгляды на город и жизнь. А еще рассказывали, как живет и работает глухой тренер по теннису и волейболу в Москве.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш стайлера Dyson и трех «Яндекс.Станций Мини» среди подписчиков.