В Москве 6-летнего мальчика с температурой 39,5 °C скорая отказалась забирать в больницу после того, как участковый педиатр заподозрил менингит. Ребенка начали лечить от ОРВИ, но ему стало хуже. К приезду другой бригады скорой у малыша пошла пена с кровью изо рта, спасти его уже не удалось. Ребенок умер на руках у матери.
Что грозит врачам скорой, которые вовремя не забрали пациента в больницу? Отвечает юрист Юлия Федотова.
Вот есть ребенок, ему шесть. Как любой ребенок, он гуляет и болеет. Вечером у мальчика поднимается температура до 39,5 °C — в таких случаях скорая даже к взрослым приезжает быстро. К мальчику приехал участковый врач и выдал направление на госпитализацию с подозрением на менингит — увидел симптом Кернига. И самостоятельно вызвал скорую. Но бригада отказалась госпитализировать ребенка, потому что «симптомы не соответствуют диагнозу».
Менингококковая инфекция — это острое инфекционное заболевание, первым признаком которого является острый назофарингит, или воспаление носоглотки, протекающее с последующим развитием менингококцемии и гнойного менингита.
Симптом Кернига — симптом, являющийся одним из важных и ранних признаков раздражения мозговых оболочек при менингите, кровоизлияниях под оболочки и некоторых других состояниях.
То, что диагноз предположительный, потому что точный поставить в домашних условиях невозможно, и даже то, что направление на госпитализацию дал их коллега, медиков не убедило.
Мальчик остался дома. Когда состояние ухудшилось, родные вновь вызвали скорую вновь. Приехала другая бригада, но, к сожалению, слишком поздно. Ребенок умер, реанимировать его врачи не смогли. К моменту их приезда у малыша шла кровь с пеной изо рта — он никак не мог откашляться.
В первую очередь по делу должна быть проведена судебно-медицинская экспертиза. Необходимо установить, от чего именно умер шестилетний мальчик.
«Нужно понять, мог ли он остаться в живых в случае, если бы первая бригада оказала ему помощь и госпитализировала в больницу. Скорее всего — да»
Из моего личного опыта работы по ятрогенным преступлениям (преступления медицинских работников, совершенные ими в связи с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей. — Прим. ред.), практически все смерти пациентов происходят из-за недооценки степени тяжести состояния больного.
«В этом случае врачи скорой будут нести ответственность по ч. 2 статьи 124 УК РФ — за неоказание помощи больному, повлекшее смерть»
За это предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Также врачам могут запретить заниматься медицинской деятельностью на три года.
Участковому педиатру в данном случае ничего не грозит. Потому что он вызвал скорую, а дальше — уже ответственность фельдшеров. Мать погибшего мальчика также не смогут посчитать виновной. Как только состояние малыша ухудшилось, она сразу вызвала вторую бригаду, — здесь медики должны были действовать.
Родители и близкие родственники погибшего мальчика имеют право обратиться с иском к станции скорой помощи в суд с требованием о компенсации морального вреда и возмещении расходов на погребение ребенка.
Естественно, никакие деньги не вернут сына и внука. Но любое решение суда в пользу потерпевших может способствовать сохранению жизни кому-то еще. Потому что в следующий раз бригада скорой будет думать — а не лучше ли перестраховаться и все-таки отвезти ребенка в больницу.
По словам анестезиолога-реаниматолога, который проработал на скорой больше 14 лет, врачи в случае с 6-летним москвичом совершили грубейшее нарушение, не забрав мальчика в больницу. «Так как ребенок был в тяжелом состоянии, его обязаны были госпитализировать. Не с тем диагнозом, так с другим. Они не имели права так халатно поступать», — объяснил медик. С ним согласны и другие врачи. Следственный комитет и Департамент здравоохранения Москвы уже начали проверку.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».