На прошлой неделе в московских поликлиниках открыли комнаты психологической разгрузки для врачей. По задумке там медицинский персонал может отдыхать до или после работы, а также в перерыве между приемами. Внутри есть всё для полного релакса: и массажное кресло, и кофемашина, и телевизор, и даже VR-очки.
Когда мы узнали о таком нововведении, то попросили департамент здравоохранения пустить нас в одну из поликлиник, чтобы снять эту «тайную комнату». И нам довольно быстро всё организовали. Корреспондент MSK1.RU отправилась в детскую городскую поликлинику № 15 на севере Москвы.
Комнату мы действительно сняли. Но в процессе выяснили, что врачи ей не пользуются. Несмотря на то, что вход туда свободный (так заявили на сайте mos.ru), дверь была закрыта на ключ. А в качестве комментариев журналисту врачи зачитывали пресс-релизы с бумажек. Подробности — в колонке Елизаветы Фатеевой.
Я захожу в поликлинику и останавливаюсь у ближайшего стула: меня должна встретить и проводить в комнату психологической разгрузки одна из здешних врачей. У стойки охраны стоит соцработник. Он сразу уточняет, куда я направляюсь и не нужно ли мне что-то подсказать.
— Да нет, я из СМИ, меня сейчас встретят, — отвечаю я.
— А, так это вы! А мы думали, тут сейчас съемочная группа приедет... Столько шуму было... — говорит молодой человек.
— Да. Я ждал, что Al Jazeera (международная телекомпания. — Прим. ред.) приедет! — поддакивает охранник.
Мы дружно смеемся. В ожидании врача я осматриваю интерьер. В поликлинику входят папа с ребенком и девочка-подросток. Они надевают бахилы в специальном аппарате. Поднес ногу, нажал на рычаг — оп, и бахилы на ногах. Чудеса современных медучреждений.
Через несколько секунд меня встречает та самая врач. Она уточняет, что мне нужно для материала. Я отвечаю: сделать фото комнаты отдыха и взять комментарии у двух-трех медиков об их впечатлениях. Такой запрос я изначально направляла и департаменту.
Меня ведут к комнате. Одна дверь, вторая, по лестнице вниз — мы оказываемся в узком коридорчике, где располагаются кабинеты врачей. То самое помещение находится прямо напротив пролета — обычная белая дверь, табличка с буквами и цифрами. Никаких указаний на то, что именно здесь медики могут расслабиться по полной.
Моя сопровождающая уносится по коридору.
— Подождите минутку, сейчас вернусь!
Она зовет какую-то сотрудницу. Видимо, именно она здесь заведует ключами. Женщина всовывает один из них в замок и открывает дверь.
— А почему она закрыта? Врачи же в любое время могут сюда прийти? — спрашиваю я.
— Так ее только вчера открыли, — отвечают мне.
За дверью совсем небольшая комната. Одновременно здесь могут поместиться, наверное, человек пять. В левом углу — раковина с зеркалом, рядом столик с кофемашиной и массажером для глаз. На стене висит телевизор. Чуть дальше — массажное кресло. Еще есть комнатный цветок, два стула, тумбочка, на которой стоит роутер, ноутбук, музыкальная колонка и две пары VR-очков. На стене необычная инсталляция с зеленью. Завершает интерьер массажер для ног.
Еще здесь есть аромамашина для расслабления.
К месту съемок стекаются еще несколько медиков. Один из них — мужчина — осматривает комнату с восторгом и говорит о свойствах массажеров.
— А вы их уже испробовали? — спрашиваю я.
— Нет, я такие в пансионате раньше видел, — отвечает он и довольно быстро уходит — надо принимать пациента.
Мы договариваемся, что сначала я беру интервью у врачей, а потом делаю фото самой комнаты, чтобы не задерживать сотрудников. Первой ко мне выходит врач-офтальмолог. Я прошу ее рассказать о своих впечатлениях.
— А я тут подготовила текст, — отвечает она, указывая на листочек в руках.
Уже тут я понимаю, что классного репортажа не получится. Ее отзыв мы снимаем на видео. Еще одна сотрудница поликлиники замечает, что кадр у меня выстроен не очень: руки получаются обрезаны, а сверху торчит потолок. Меняем локацию, записываем еще раз.
Текст врача звучал следующим образом:
— В Москве мы стремимся к развитию медицины, созданию условий для качественной помощи пациентам и заботимся о наших медицинских работниках. Медицинский работник должен выстроить эффективную коммуникацию законного представителя, родителя и ребенка. Со временем у медицинских работников накапливается усталость. Для предотвращения профессионального выгорания, снятия стресса внедрены специализированные комнаты психологической разгрузки в нашей поликлинике в Москве. В них можно отдохнуть, расслабиться, восстановить силы, заняться любимым делом или насладиться тишиной.
Уже вернувшись в редакцию, я замечаю кое-что интересное. Новость об открытии комнат релакса была опубликована 13 июня на сайте mos.ru, и внутри есть цитата заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой. Вот как она выглядит:
— В Москве мы стремимся к развитию медицины и созданию условий для качественной помощи пациентам. Однако мы понимаем и важность заботы о наших медицинских работниках. Для предотвращения профессионального выгорания и снижения стресса мы внедряем специализированные комнаты психологической разгрузки в каждой поликлинике. Эти островки спокойствия дают возможность отдохнуть, расслабиться, заняться любимым делом или просто насладиться тишиной.
Следующей в кадр встает врач-педиатр. Она тоже пришла с листочком в руках, но перенервничала и начала спрашивать у коллег: что же сказать? Поделиться впечатлениями она не может — всё это оборудование еще не тестировала.
— Вообще нам присылали шаблон комментария... — проговаривается она.
Тогда я прошу ее объяснить, насколько важно врачу получать перезагрузку в течение рабочего дня. Мы делаем несколько попыток записать видео, но медику итог не нравится. Я предлагаю отказаться от видео и вставить в готовый материал только ее цитату.
— В работе врачом-педиатром требуется очень много внимания к маленьким пациентам. Иногда бывают очень напряженные дни, и мы очень рады, что нам преподнесли ко Дню медицинского работника такой кабинет, куда можно прийти, выпить чашечку кофе, побыть в тишине, посидеть в массажном кресле, получить небольшую перезагрузку, — сказала врач.
Пока мы пытались записать видео, нас оставили наедине.
— Я понимаю, что вы здесь еще ничего не пробовали. Но как вам вообще, будете сюда ходить? — интересуюсь я в надежде выцепить хоть какое-то живое слово.
— Я тут вообще в первый раз. Не знаю, если время будет, — шепчет она.
Потом я спрашиваю, можем ли мы сфотографировать, как врач делает себе кофе. Нет, потому что никто не знает, как работает кофемашина. Мне предлагают другой вариант: сотрудник сядет в массажное кресло, мы выключим свет, включим телевизор и снимем видео. Этакая постановка. Я соглашаюсь.
Телевизор удается включить не сразу — приходится звать, судя по всему, местного айтишника. На экране появляется картинка водопада, играет расслабляющая музыка. Мы включаем торшер вместо верхнего света, врач располагается в кресле. Камера, мотор.
Еще несколько кадров мы делаем с массажерами для ног и глаз. Ну очень меня веселит этот провод под стулом, не подключенный к розетке!
Закончив фотосессию, я информирую: всё. Врачи разбегаются по кабинетам, мы выходим из комнаты отдыха и направляемся к выходу.
— Я закрываю на ключ? — спрашивает хранительница ключей.
— Да, — отвечает моя сопровождающая.
Ранее мы публиковали рейтинг лучших и худших поликлиник в Москве для взрослого населения. Первое место в нашем топе занял 4-й филиал Городской поликлиники № 115. Ниже всего оценили филиал № 5 диагностического центра № 3 в Нижегородском районе Москвы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнавать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».