В начале сентября жильцы дома 34 на улице Студенческой в Москве увидели в подъезде объявление: пользоваться входом теперь нельзя. Дело в том, что собственник квартиры на первом этаже хочет присоединить предбанник в подъезде к своей жилплощади.
Он попытался заварить проход, а в окнах на первом этаже поставил камеры. В общем, начал присваивать себе, казалось бы, общую территорию. Если собственнику это удастся, остальным жильцам придется заходить к себе домой через полуподвал — технический проход, в котором невозможно пронести ни велосипед, ни коляску.
Рассказываем, почему у владельца квартиры действительно может быть право забрать себе часть подъезда, каким образом соседи планируют решить проблему и как к сложившейся ситуации относятся остальные жители дома.
Как так получилось
Кирпичную пятиэтажку на 55 квартир построили еще в 1936 году. По словам жильцов, спустя 50 лет в доме в результате перепланировки появился наружный лифт, а вход сделали через муниципальную квартиру.
— Это нигде не зафиксировали, в планах не отобразились изменения, — рассказала жительница дома Татьяна Ребельская. — Лифт надо было куда-то ставить, поэтому вход сделали через городскую трехкомнатную квартиру на первом этаже.
В 2021 году квартиру купил нынешний владелец по фамилии Василевский. Квартира трехкомнатная, 85 квадратных метров. После покупки собственник сделал перепланировку, а не так давно обнаружил, что по документам ему принадлежит еще и предбанник подъезда на первом этаже.
— Выяснилось, что квартиру продали вместе с подъездом. По всем документам оказывается, что подъезд действительно принадлежит владельцу, — рассказала еще одна жительница дома Вера. — Из-за лифта вход перенесли, а на планах не отобразили ни основной выход, ни эвакуационный. Всё дело в ошибках в документах.
«Представьте, вы заплатили деньги за трехкомнатную квартиру, а 9,5 квадратного метра в нее не вошли. Как бы вы поступили? Наверное, так же, как он»
Попытались заварить переход между подъездом и лестницей
Василевский предупредил остальных жильцов незамысловато — повесил бумажное объявление в подъезде. Там сообщалось, что теперь ходить через привычный вход нельзя, он принадлежит только одному жильцу. Позднее он вдруг решил сам разобраться с проблемой и попытался заложить вход в подъезд.
— Приехала бригада, попытались заварить переход между подъездом и лестницей. Следы сварки остались, — рассказал один из жильцов дома. — Вызывали полицию, они тут разбирались, запретили ему, конечно.
— Приехал представитель управы, и они тут договаривались. На следующий день [после попытки заварить переход в подъезде] состоялась встреча в управе, в которой сказали, что сейчас ищут вариант компенсации. Мы пытаемся понять, как это вообще произошло, но ответ дадут только государственные инстанции, — рассуждает Вера.
«У нас много старых домов, и возникает вопрос — а вдруг там тоже проданы подъезды?»
— Конечно, так быстро, как СМИ, они [государственные инстанции] не работают, но никаких решений больше принято не было, — сообщила жительница дома. — При личной встрече Жилищник разводит руками и говорит, что эта территория — кухня. Планов нет, документов на лифт тоже. Хотя раньше вопросов к лифту не было. Возможно, это наша ошибка, и я хотела бы уберечь других людей: теперь, если покупаешь квартиру, надо проверить, является ли подъезд общедомовой территорией.
Несмотря на обещание компромисса, конфликт продолжается — недавно Василевский поставил камеры, выглядывающие из окон. Видимо, чтобы наблюдать за входом в подъезд в свое отсутствие.
— Он здесь не живет, но сейчас часто приезжает, чтобы посмотреть, что происходит. Мы узнавали — он легально может вот так поставить камеры. Можете у себя дома тоже поставить, если хотите, — пошутила Вера.
Жильцы пока могут входить через обычный подъезд, но вход через техническое помещение держат открытым.
— Ходить, конечно, через него невозможно. Ни коляски, ни велосипеды там не поместятся, — рассказала одна из жительниц дома.
Планы владельца на квартиру
8 сентября на «Циане» появлялось объявление о продаже «готового арендного бизнеса» в этом же доме, тот же первый этаж. В объявлении сказано, что на территории в 85 квадратных метров оборудованы три изолированные студии. Цена вопроса — 30 с небольшим миллионов рублей. Судя по всему, владелец собирается сделать из своей квартиры небольшой отель. Примечательно, что в объявлении указан отдельный вход и подъезд.
«Пусть возмещают ему деньги, а нам оставляют проход»
По словам жильцов, они обращались «везде, куда могли», и запросили все возможные документы по дому.
— Пытаемся разобраться, какие планы БТИ (организация, которая ведет технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости в Москве. — Прим. ред.) являются правомерными, сколько этих планов, — рассказала Вера. — Потому что есть разные архивные документы, в которых этот подъезд действительно является кухней, но это было в очень далекие годы. Сейчас нужно помочь нам разобраться в этом вопросе, и разные инстанции, я надеюсь, обратят на проблему внимание.
В официальном ответе Управы района одной из жительниц сообщили, что в местную прокуратуру направили обращение по вопросу законности сделки. Кроме того, прокуратуру попросили не допустить, чтобы вход в подъезд закрыли.
— Управляющая организация ГБУ «Жилищник района Дорогомилово» планирует провести работы по организации входа в подъезд № 2 по старой схеме с учетом конструктивных решений, предусмотренных проектом дома, — отметили в Управе.
По словам жительницы Татьяны, у ситуации есть очевидное решение: «Пусть возмещают ему деньги за эту площадь, а нам оставляют проход. Проблема возникла, потому что вовремя ничего не сделали с документами».
Мнение юриста
Дмитрий Островский, адвокат, генеральный директор «Адвекс», отметил, что здесь не может быть двух мнений — всё, что находится за пределами квартиры, является общим имуществом собственников, и распоряжаться им может только общее собрание владельцев.
— Никто не может ничего строить, перекрывать, увеличивать или присваивать. Все вопросы по спорным территориям решаются в суде. Я думаю, управляющая компания имеет все права, чтобы решить этот вопрос, предоставив документы, — утверждает юрист.
По его словам, если действительно допустили ошибку в планах здания и если ее не решила БТИ, управляющая компания имеет право обратиться в суд. Если докажут ошибку планировки в суде, то владелец лишается права на собственность.
Эксперт отметил, что, даже если жилец купил квартиру у государства (как в случае с квартирой на улице Студенческой, 34), это ничего не меняет: Москва — такой же собственник, как и все. У нее не больше и не меньше прав.
«Если перепланировку произвели не по закону, неважно, платил человек за эти квадратные метры или нет»
Ранее мы рассказывали, с какими проблемами столкнулись москвичи после переселения по реновации. Кроме того, прочитайте, как жилище молодой семьи в Подмосковье превратилось в разоренную лачугу, где живут беженцы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».