MSK1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Москве

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

штиль.

761мм 73%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Происшествия эксперт Кто следующий после Портнягина? Государство теперь будет регулировать марафонный бизнес российских инфоцыган

Кто следующий после Портнягина? Государство теперь будет регулировать марафонный бизнес российских инфоцыган

Разбираемся, в чем это будет выражаться

Портнягин в суде

Очередной инфоцыган отправился под домашний арест по обвинению в неуплате налогов. Дмитрий Портнягин, создатель блога «Трансформатор» и сообщества Club 500, был задержан в Ростове-на-Дону. Ему вменяют неуплату налогов на сумму 124 млн рублей и отмывание денег.

Портнягин пока отделался намного легче, чем его коллеги по инфоцыганской тусовке Елена Блиновская и Аяз Шабутдинов. Оба они не под домашним арестом, а в СИЗО. Блиновскую обвиняют в неуплате налогов и отмывании, а Шабутдинова — в мошенничестве с бизнес-курсами.

И это еще далеко не все блогеры и коучи, которые попали в поле зрения силовиков. Артема и Валерию Чекалиных (она же Лерчек) также обвиняют в неуплате налогов с фитнес-марафонов. А бизнес-тренера Сергея Галантера — в мошенничестве в особо крупном размере.

Череда скандалов с инфоцыганами заставила Госдуму еще год назад разработать законопроект, регулирующий деятельность всевозможных коучей, бизнес-тренеров, мотиваторов (их еще называют помогающими специалистами).

Новации в законе (он до сих пор на рассмотрении из-за сложности вопроса) ожидаются прямо-таки революционные.

В России появится единый государственный реестр онлайн-коучей. Их деятельность отныне будет лицензируемой. А в случае нарушения лицензионных требований грозит административное или уголовное наказание. Все коуч-услуги обязательно будут скрепляться договором. В нем будет обязательный пункт: не оказали услугу — бизнес-тренер вернет деньги.

MSK1.RU решил узнать мнение тех, кто может потенциально попасть под действие нового закона.

«Сценарий сделки совсем другой»

Александра Плейн, бизнес-наставник топ-команды инфобизнеса

— Коучи работают с мышлением. Бизнес-коучи работают с мышлением владельцев бизнеса, которое отражается на прибыли их компании напрямую.

Большинству людей в России пока еще трудно признаться себе и другим, что им такая помощь нужна. Это интимный момент, и поэтому люди выбирают коуча внимательно. Присматриваются в соцсетях, общаются до покупки сессий.

Это не происходит спонтанно, как в магазине при покупке сахара.

Сценарий сделки совсем другой.

Сертификация сахара или макарон нужна очень сильно, так как мы делаем эти покупки каждый месяц. Покупатель быстро смотрит на сертификат и всё понимает о товаре.

А с помогающими специалистами таким фильтром служат не их образование, не лицензии, а отзывы других клиентов и личное впечатление о специалисте. Зачастую бизнесмена интересует только результат.

К слову, бизнес-коучи и сейчас зарегистрированы как предприниматели или самозанятые, а также платят налоги. Поэтому тут закон мало что изменит.

Необходимость покупать дорогую лицензию поднимет цены на услуги, но гарантии результата лицензия не даст.

Дикий рынок образовательных услуг

Максим Шматов, гештальт-терапевт, супервизор Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, организационный консультант, сертифицированный коуч по стандарту ICTA:

— Законопроект был внесен еще год назад. И это был совершенно нормальный ответ на то, что происходило на рынке. Посадки блогеров, заработавших миллионы на своих образовательных продуктах.

Рынок образовательных услуг у нас дикий, потому что просто нет разграничения ответственности и никто не понимает, что такое коуч, наставник, ментор, тьютор, бизнес-трекер. Профессиональный стандарт «коуч» (утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ 4 апреля 2022 года) неизвестен практически никому, хотя он есть!

И никто не отвечает за сертификацию — хотя бы, там, добровольную — коучей на российском пространстве.

Как только мы определимся с понятиями «образовательные услуги» и «обучение», как только мы определимся, какой конкретно орган имеет право сертифицировать, нужна ли сертификация, нужно ли лицензирование, вот после этого можно будет говорить о рынке этих услуг.

Пока на этот рынок могут зайти практически все, у кого даже нет среднего образования, и любой может назвать себя коучем, может назвать себя ментором, может назвать себя наставником или продюсером. То есть вот такой безбарьерный вход на рынок образовательных услуг, который и планируют начать регулировать.

Естественно, как у нас это обычно бывает, сначала мы будем всё запрещать, вгонять в какие-то рамки. После этого мы поймем, что вообще-то лучше просто создать среду, которую можно мониторить и чем можно будет управлять.

Очень хочется, чтобы те, кто регулирует чью-то деятельность, хоть что-то в ней понимали сами.

Психологи могут сами объединяться и регулировать свою деятельность, коучи — свою, менторы и наставники — свою. Не нужно городить огород — нужно предоставить возможности и создать инструменты развития профессиональных объединений и сообществ. Они сами всё отрегулируют, если будет такая законодательная база.

Хаос в помогающих профессиях

Евгения Тудалецкая, бизнес-консультант и лайф-коуч:

— Однозначно законодательное регулирование работы бизнес-коучей нужно разрабатывать и улучшать. На сегодняшний день происходит хаос в «помогающих профессиях».

Обучают и претендуют на обучение все кому не лень и кто хочет заработать, как им кажется, легкие деньги на инфопродукте. Сейчас легко зайти в эту сферу любому эксперту, даже самому невежественному.

Открыл свой телеграм-канал и страницу в соцсети, сказал всем, что ты бизнес-коуч, и пошел продавать свои услуги.

А по факту это такой же бизнес. В нем не должно быть легкого входа и всё должно быть по правилам бизнеса. Открыть счет юрлица, подобрать правильные ОКВЭДы, создать договоры с потенциальными клиентами, принимать деньги за услуги только на юрлицо, платить налоги — это элементарные обязательства предпринимателя.

И эффект для населения будет только положительный!

Не каждый «самозванец» и временный консультант захочет тогда заходить в эту сферу услуг, а у клиента будет уверенность в том, что всё взаимодействие строится на прозрачности, законности и в рамках договора оказания услуг. И в случае каких-либо инцидентов будет понимание, как в законном порядке урегулировать споры.

Как измерить результативность

Александр Петрищев, бизнес-тренер, психолог:

— С одной стороны, есть действительно много шарлатанов в данном направлении, которые не обладают педагогическим и психологическим образованием и дискредитируют нашу профессию.

С другой стороны, важно понимать, что внедрение различных видов ограничений и лицензирований — это усложнение процесса деятельности, а многие коучи не обладают штатом юристов, что неизбежно приведет к большому числу штрафов и будет душить эту нишу.

А также будет процветать потребительский терроризм, когда некоторые нечестные клиенты будут проходить, по факту, любое обучение бесплатно, так как через угрозы легко смогут вернуть оплату. А это значит, пострадает много хороших специалистов и психологов.

Есть ряд пунктов в законе, которые сложно обосновать.

Уникальность программы — это относительное понятие. Для миллиардов людей какая-то информация может быть уникальной, а для другого миллиарда уже известной, и что делать?

Есть еще понятие — «результативность». Как ее измерить? Если ученик не выполняет домашние задания или специально допускает ошибки, то виноват тренер?

И финальный вопрос: появились бы все существующие направления в психологии, если бы всегда существовал запрет на эксперименты? Гештальт, гипнокоучинг, когнитивно-поведенческая терапия, НЛП, десенсибилизация и многие другие направления и техники появились случайно, когда психологи не боялись делать эксперименты.

Инфоцыгане и их цыганские хитрости

Петр Тазов, управляющий партнер Агентство реального маркетинга, старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления:

— Инфоцыгане прежде всего рекламирует себя и свои технологии. Так же как и простые цыгане, обещают чудо после взгляда на руку прохожего, так же и инфоцыгане обещают золотые горы после освоения его «чудо-техник». Их объединяет одно — желание быстро получить материальные средства от наивного клиента, обещание быстрых чудес и манипулятивные практики, вводящие в заблуждение.

Если инфоцыган ставит себя в центр коммуникации с потенциальными клиентами, то коуч ставит клиента в фокус внимания, становясь помощником, а не главным действующим лицом.

В связи с возможными финансовыми и временными рисками база инфоцыган, конечно, необходима. При этом для безопасности населения важно обязать клиентов заключать договоры с инфоцыганами, где будут четко прописаны конкретные KPI совместной работы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем