В Ростове-на-Дону в день мусульманского праздника Курбан-байрам содержавшиеся в одной из камер СИЗО-1 захватили в заложники двух сотрудников СИЗО. По данным 161.RU, они удерживали младшего дежурного изолятора и начальника оперативного управления. Захватившие заложников находились во внутреннем дворе СИЗО. Редакция MSK1.RU собрала всё, что известно о захвате заложников в Ростове-на-Дону.
Рано утром 16 июня трое заключенных выбили оконную решетку в своей камере в СИЗО и проникли в дежурную часть. Там они и взяли в заложники сотрудников. По данным источника РИА Новости, захватчики были вооружены пожарными топорами и резиновыми дубинками. Они требовали машину, оружие и возможность уехать из изолятора.
При этом СИЗО функционировал в штатном режиме, сообщили в ГУФСИН. Часть улиц перекрыли.
С террористами пытался договориться местный имам. По данным «Базы», на фото — имам Духовного управления мусульман Ростовской области. Он вышел на переговоры с преступниками, но не смог убедить их сложить оружие. В 11:35 рядом с СИЗО были слышны звуки стрельбы, дежурила реанимация. В 11:45 стало известно о начале штурма.
По данным наших коллег из 161.RU, позже в СИЗО прошли обыски среди заключенных.
— Есть версия, что террористам помогал кое-кто из недавно задержанных. Ищут запрещенку, трусят сотрудников на приеме передачек. Обыски также у некоторых сотрудников из руководящего состава дома, — добавил собеседник редакции 161.RU.
Личности террористов
Были установлены личности пятерых захватчиков ростовского СИЗО:
Сайпудинов М. Ш. (статья 161 ч. 2 пункт а. г, 162 УК РФ);
Цицкиев А. М. (ч. 2 статьи 205 УК РФ);
Камнеев Д. В. (ч. 2 статьи 288.2 УК РФ);
Гиреев Т. М. (ч. 2 статьи 205.5 УК РФ);
Акиев Ш. А. (ч. 2 статьи 205.5 УК РФ).
Заключенные — фигуранты дел о преступлениях террористической направленности, они приверженцы запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (террористическая организация, деятельность запрещена на территории РФ в 2015 году). Ранее их обвиняли в подрыве здания Верховного суда в Карачаево-Черкесии. Гиреева и Акиева приговорили к 18 годам лишения свободы, а Цицкиева — к 18 с половиной годам.
Один из захвативших в ростовском СИЗО заложников Малик Гандалоев был задержан в лесу в Ингушетии в 2023 году, там же силовики нашли тайник с самодельной взрывчаткой, сообщил РИА Новости источник.
Тела захвативших заложников в ростовском СИЗО не будут выданы родственникам, а место их захоронения останется в тайне, рассказал РИА Новости адвокат Дмитрий Аграновский.
Уголовное дело
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту захвата заложников. Об этом сообщается в telegram-канале ведомства.
— По факту захвата заложников в одном из СИЗО в городе Ростове-на-Дону следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ (захват заложника), — говорится в сообщении.
Ликвидация и освобождение заложников
В 12:00 стало известно, что всех заложников освободили, захватчиков — ликвидировали. Об этом сообщили во ФСИН.
— В ходе проведения специальной операции по освобождению заложников в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области преступники ликвидированы, сотрудники, находившиеся в заложниках, освобождены и не пострадали, — говорится в сообщении.
По данным источника 161.RU в силовых структурах, трое силовиков получили ранения при штурме.
— Ранения неопасные, — уточнил источник.
Реакция властей
Губернатор Ростовской области Василий Голубев с утра не комментировал ситуацию. Позже он объяснил это тем, что в это время «правоохранители выполняли свою работу». Ксения Собчак также обратила внимание на то, что комментарии, которые горожане оставляли под постами губернатора в telegram-канале с призывом обратить внимание на инцидент, удалялись.
В аккаунте Правительства Ростовской области к 11:00 появилось лишь «фото дня» с подписью «Скворцеджио». До этого глава администрации Алексей Логвиненко сообщил о приостановлении движения по трамвайным маршрутам «в связи с проводимыми мероприятиями по освобождению заложников в СИЗО».
К 14:07, когда уже стало известно о ликвидации захватчиков и освобождении заложников, Голубев написал в своем telegram-канале, что «любой нарушивший закон должен нести ответственность».
— Почти сразу с комментариями сюда в телеграм-канал массово стали приходить провокаторы с явными антироссийскими настроениями и попыткой раскачать межнациональную тему. Позже часть телеграм-сообщества подхватила тему и превратила это во флешмоб. Все ваши комментарии видел. Но пока их временно закрыл, прошу не поддаваться на провокации, — сообщил он.
«Страшнейшее нарушение режима». Мнения
Член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева, известная своей правозащитной деятельностью в сфере прав заключенных, прокомментировала MSK1.RU происходящее в ростовском СИЗО. По мнению Меркачевой, в СИЗО-1 не соблюдались правила по содержанию подозреваемых в террористических преступлениях.
— Мы по факту можем говорить про то, что было страшнейшее нарушение режима. Я напомню, что все последние годы руководство ФСИН говорило, что подозреваемых, обвиняемых в террористических преступлениях, должны помещать под особый надзор в СИЗО, — объяснила Ева Меркачева. — Есть такая практика, что обвиняемых в терактах сразу ставят на профучет — это красная полоса в личном деле. В свою очередь, красная полоса означает круглосуточное видеонаблюдение в камерах.
Также правозащитница удивилась, что трое из нападавших ранее проходили по одному делу (подрыв здания Верховного суда Республики Карачаево-Черкесия). По мнению Евы Меркачевой, это обстоятельство могло облегчить захватчикам планирование нападения на сотрудников СИЗО.
— Они как-то договорились, что один выбивает решетку, другой каким-то образом знал, где взять ключи. Это было всё очень спланировано, — рассказала правозащитница. — В СМИ пишут, что у них была с собой запрещенная символика. Где они ее хранили там? То же самое с телефонами у них. Отсюда масса вопросов к оперативной части.
Эта история потрясает халатностью. Надеюсь, что с сотрудниками всё будет хорошо.
Востоковед и старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин предположил, что захватчики могли трактовать свои действия как самозащиту, что теоретически допускается в исключительных случаях даже в священный праздник.
— Если они [захватчики] позиционируют это как самозащиту, то да, они могли пойти на насильственные действия даже в святой день. Но это всё очень сложно и, конечно, должно осуждаться, — объяснил Андрей Чупрыгин. — Причастность захватчиков к ИГИЛ (организация запрещена в РФ) — вообще сложная тема. Нужно ждать дополнительную информацию. Та история с подрывом суда в Карачаево-Черкесии пока недостаточно изучена, чтобы делать какие-то выводы.
Председателем Духовного управления мусульман Ростовской области Мухаммед Бикмаев решительно осудил насильственные действия в ростовском СИЗО.
— Я сам не особо в курсе, у меня недавно только закончилась молитва. Но в любом случае, такое недопустимо. Мы осуждаем происходящее в СИЗО. Насильственные действия, конечно, недопустимы, — рассказал MSK1.RU Мухаммед Бикмаев.
Наши коллеги из 161.RU следили за происходящим в режиме онлайн-трансляции. Прочитайте также репортаж наших коллег о том, что происходило возле ростовского СИЗО, где захватили заложников.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».