Происшествия «Здесь погиб наш сын. Вряд ли время лечит». Что происходит у станции метро «Рижская», где 20 лет назад смертница подорвала себя

«Здесь погиб наш сын. Вряд ли время лечит». Что происходит у станции метро «Рижская», где 20 лет назад смертница подорвала себя

Страшный теракт оборвал жизни 9 человек, пострадал еще 51

Родственники погибших возложили цветы и зажгли лампадки

Ровно 20 лет назад в Москве у станции метро «Рижская» произошел теракт — смертница подорвала себя, оборвав жизни девяти человек. Мощный взрыв выбил стекла в вестибюле станции и в ближайшем универмаге, две машины, припаркованные неподалеку, загорелись. В результате трагедии пострадал 51 человек.

Сегодня корреспондент MSK1.RU побывал у станции оранжевой ветки и посмотрел, что там происходит в траурный день.

«Она была в полутора-двух метрах от него»

Утром к мемориальной доске жертвам теракта пришли родственники погибших. Они возложили цветы и зажгли лампадки.

Среди посетивших мемориал была семья Алексея Жирнова, который погиб в тот страшный день. По словам его отца Николая, мужчина находился в двух метрах от смертницы, когда она подорвала себя.

— Здесь погиб наш сын Алексей. Шел с работы и оказался [здесь]. Буквально вот парапет начинается, там стояла террористка-смертница. Она была в полутора-двух метрах от него, — рассказал MSK1.RU отец погибшего Николай.

Каждый год [сюда] прихожу. Были сейчас на кладбище, ездили к нему.

Алексей Жирнов был военным, но за год до трагедии уволился — тогда армейская система перестраивалась, служащим стали мало платить.

— А у него семья, и он работал здесь, в торговом центре у второго павильона. Здесь был рынок электроники. Он торговал электротоварами. Капитан по званию, закончил военно-воздушную академию, но вот так получилось, — с болью в голосе говорит Николай.

У Алексея остался сын — на момент трагедии ему было всего два года, сейчас — уже 22. Но он все еще трудно переживает потерю отца.

— Вряд ли время лечит. Все скорбят. Потеря есть потеря, — отметил Николай.

Что произошло в день теракта

31 августа 2004 года около 20:15 к станции «Рижская» Калужско-Рижской линии метро подошла женщина — она хотела зайти в вестибюль, но увидела внутри сотрудников милиции, которые выборочно досматривали пассажиров. Тогда она остановилась у входа и совершила самоподрыв.

Раздался сильный взрыв: два автомобиля, стоявших у метро, загорелись (из-за чего, сначала появилась версия, что бомба была заложена в одной из машин), взрывная волна выбила стекла в окнах вестибюля и находившегося рядом универмага «Крестовский». Семь человек, включая смертницу, погибли на месте, еще трое скончались в больницах позднее. Пострадал 51 человек — они получили осколочные ранения, ожоги и переломы.

Через две минуты к месту ЧП приехали сотрудники оперативных служб и 20 бригад скорой помощи. Движение по проспекту Мира перекрыли, «Рижскую» закрыли на вход и выход. Возникший после взрыва пожар потушили спустя полчаса. В 22:00 к станции приехали мэр Москвы Юрий Лужков, прокурор Москвы Анатолий Зуев и начальник столичного ГУВД Владимир Пронин.

По словам Лужкова, смертница использовала «очень большой объем взрывчатки, нетипичный для подобных действий». Мощность взрывного устройства оценили в 1 кг в тротиловом эквиваленте. Бомба также была начинена металлическими поражающими элементами.

Расследование

По факту взрыва столичная прокуратура возбудила уголовное дело по статьям 205 (терроризм) и 105 (убийство) УК РФ. Изначально следствие предположило, что смертницей была Роза Нагаева — сестра Аманат Нагаевой, взорвавшей себя в пассажирском самолете Ту-134 в Тульской области за неделю до теракта в метро.

После проведения генетической экспертизы выяснилось, что теракт совершила не она. А в 2005 году стало известно, что Роза Нагаева участвовала в захвате школы в Беслане 1-3 сентября 2004 года и была убита. Личность смертницы, взорвавшейся у метро «Рижская», так и не установили.

Следствие также выяснило, что в результате взрыва у метро погиб сообщник террористки Николай Кипкеев — житель Карачаево-Черкесии, который уже был судим и объявлен в федеральный розыск за участие в незаконных вооруженных формированиях и незаконное хранение оружия. Он должен был сопроводить смертницу до «Рижской» и проинформировать организаторов об осуществлении теракта.

Террористка замкнула цепь бомбы раньше времени, и Николай Кипкеев попал в зону поражения и погиб. У него нашли мобильный телефон, с которого мужчина звонил сообщникам.

Арест террористов

В декабре 2004 года правоохранители задержали 29-летнего Мурата Шаваева. Некоторое время он служил старшим советником юстиции в системе Минюста РФ. Весной следующего года также задержали Тамбия Хубиева и Максима Понарьина.

В 90-х сын российского военного Максим Понарьин принял ислам и стал ваххабитом. Он участвовал во второй чеченской кампании на стороне боевиков. Мужчина вошел в группу боевиков славянской внешности, которую готовили специально для осуществления диверсионно-террористических актов на территории России.

После задержания Понарьин признался, что также организовывал теракт в вагоне электропоезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» и взрывы на транспортных остановках в Воронеже.

В 2007 году суд в Москве признал Шаваева, Хубиева и Понарьина виновными в убийствах, терроризме, организации преступного сообщества, незаконном изготовлении, ношении и хранении взрывчатых веществ и оружия, а также подделке документов. Их приговорили к пожизненному заключению в колонии особого режима. Также их обязали выплатить пострадавшим 6 млн рублей моральной компенсации. Все, кроме Шаваева, признали свою вину.

Станция «Рижская» заработала в штатном режиме уже на утро следующего дня. После случившегося в Москве усилили меры безопасности. Тогда в метро установили специальные датчики, контролирующие состояние воздуха и реагирующие на токсичные вещества. Кроме того, власти запретили осуществлять торговлю в метро и в радиусе 25 метров от наземных вестибюлей станций.

Около 09:30 следующего дня после теракта СМИ стали сообщать о захвате заложников в школе в Беслане. В итоге случившееся у метро «Рижская» отошло на второй план. В 2005 году там установили доску жертвам теракта — на ней перечислены имена девяти погибших.

Ранее мы рассказывали о самой крупной техногенной катастрофе в метро: на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии три вагона поезда сошли с рельсов и влетели в стену. В трагедии погибли 24 человека, пострадали более 200 пассажиров. MSK1.RU разбирался, какие версии катастрофы рассматривали следствие и независимая экспертиза и действительно ли те, кто провел несколько лет в колонии, виновны.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Многострадальное «Преступление и наказание» и приквел «Дюны»: какие премьеры посмотреть в ноябре
Кирилл Титов
Кинокритик
Мнение
Заурядная мелодрама или свежий взгляд на вечную тему? Стоит ли смотреть «Время жить» с Эндрю Гарфилдом и Флоренс Пью — рецензия
Анонимное мнение
Мнение
«Устала биться о непробиваемую стену службы судебных приставов». Юрист рассказала, как обойти систему и взыскать долги
Анонимное мнение
Мнение
«Это был провал»: критическая колонка москвича о том, как в один день изменили сотни маршрутов автобусов
Игорь Мещанев
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Циничный юмор и пугающие гримасы. Чем порадовало продолжение нашумевшего фильма ужасов «Улыбка» — рецензия
Кирилл Титов
Кинокритик
Рекомендуем