Происшествия Эксперт Подростки громят поезда и общественные места. В чем причина и можно ли говорить о новой субкультуре — отвечают эксперты

Подростки громят поезда и общественные места. В чем причина и можно ли говорить о новой субкультуре — отвечают эксперты

Психологи рассказали, как оградить ребенка от дурного влияния

Подростки все чаще совершают погромы — субкультура или случайность? | Источник: «УТ МВД России по ЦФО» / T.meПодростки все чаще совершают погромы — субкультура или случайность? | Источник: «УТ МВД России по ЦФО» / T.me

Подростки все чаще совершают погромы — субкультура или случайность?

Источник:

«УТ МВД России по ЦФО» / T.me

На днях в Москве 14-летняя школьница разгромила стекла в электричке на МЦД-4 аварийным молотком. Кто-то, предположительно ее знакомый, снимал это на камеру.

А несколько месяцев назад пятеро подростков и 21-летний парень устроили погром в электричке на Ярославском направлении — били стекла, отрывали сиденья и снимали свои действия на телефон. Их задержали и возбудили уголовное дело о вандализме.

Зачем подростки занимаются «немотивированным» хулиганством, есть ли у такого агрессивного поведения общая причина и можно ли это считать какой-то новой субкультурой, — разбираемся с экспертами и психологами.

Зачем подростки это делают

По словам детского психолога Елизаветы Соловьевой, одна из причин показного асоциального поведения — возрастной поиск границ. Подростки проверяют себя и окружающих: «А могу ли я? Насколько я крут?». Если нет других способов самоутверждения — например, через спорт, учебу или творчество — они выбирают более простые и деструктивные варианты.

«Если вспомнить советских подростков, то они, например, могли „на спор“ выпить мамины французские духи, — приводит пример в разговоре с MSK1.RU детский психолог Елизавета Соловьева.

Второй причиной эксперт называет желание привлечь внимание, а третьей — стремление влиться в какую-то группу.

«Когда мы крушим что-нибудь — это что такое? Это, по сути, бурное выражение гнева, обиды и так далее. Если „я“ это делаю в обществе, например, как тут подростки „нападают“ на транспорт, то чего „я“ хочу? Быть замеченным, — рассуждает психолог.

Дальше еще один вариант. «Я» крушу самостоятельно или в группе? Если мы делаем это в группе, может, «я» делаю это для того, чтобы быть принятым в этом группе. Если в группе ценно такое сделать.

Елизавета Соловьева

детский психолог

Директор автономной некоммерческой организации «Центр защиты и развития личности» Леонид Армер добавляет, что иногда дело в алкоголе или психических особенностях. Но чаще — во влиянии окружения.

«Плохому можно научиться. Не случайно же существует выражение „попал в плохую компанию“. Раньше говорили: „Не ходи в соседний двор — там тебя научат плохому“. Теперь этот „соседний двор“ везде, в том числе в интернете. Подростки видят ролики с погромами и могут повторять», — объясняет MSK1.RU эксперт.

Дать универсальный ответ [зачем подростки это делают] невозможно. Это типичное асоциальное поведение, которое описывается в учебнике. При этом каждый случай частный: мы можем найти тысячу причин, и на каждую причину найдем пример.

Леонид Армер

директор АНО «Центр защиты и развития личности», специалист, много лет работающий с подростками

Елена Морозова, детский клинический психолог, отмечает, что агрессия также может быть следствием накопившегося стресса.

«Иногда это групповое поведение: нечем заняться — давайте развлечемся, что-нибудь разгромим. Иногда это вызов: „Слабо тебе стекло разбить?“ А порой — просто способ выплеснуть повышенную внутреннюю агрессию, которая должна куда-то выйти, канализироваться. Плюсом ко всему, когда появляется напряжение в обществе, это сказывается, в первую очередь, на очень уязвимой группе — подростках», — считает клинический психолог.

Субкультура или частные случаи

Все три эксперта сходятся во мнении: называть подростковые погромы субкультурой рано. Для субкультуры нужна идеология, правила, ритуалы, а здесь — спонтанные акты разрушения.

«В советское время сколько было разгромленных электричек? А в последнее время это, я бы сказал, штучные случаи», — говорит Леонид Армер. Но он предупреждает, что если СМИ начнут говорить о «новой субкультуре», подростки могут воспринять это как сигнал к действию.

Психолог Елизавета Соловьева согласна с этим:

«Вандалы — это некая самостоятельная группа. То есть, есть люди, которые регулярно портят какое-то общественное имущество. Памятники, арт-объекты, что-то из городской среды, транспорт. Но это нельзя назвать субкультурой, и вандализм — не новое явление».

Детский клинический психолог Елена Морозова добавляет, что, хотя групповые акции вандализма случаются, они не оформлены в культуру.

Нет идеологии, которая объединяла бы таких подростков. Мы отталкиваемся от того, что в субкультуре есть правила, ритуалы. Пока это скорее хулиганство.

Елена Морозова

детский клинический психолог

Что делать и чего опасаться

Психолог Соловьева советует обращать внимание на окружение подростка и его занятия и интересы:

«Если он ищет признания в группе, где ценят разрушение, он будет ломать. Нужно предлагать альтернативу — спорт, творчество, волонтерство».

В свою очередь клинический психолог Морозова добавляет, что подросткам важно «давать безопасные способы выплеснуть эмоции» и следить за их психическим здоровьем.

Ранее мы рассказывали, как мошенники цепляют детей, общаясь в интернете. Почитайте также, как подросток отмечал день рождения, а ночью зарезал своих друзей.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU: прямо сейчас мы разыгрываем там новый iPhone 16 среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY6
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Рекомендуем