В Москве в третий раз проходит форум «Российская креативная неделя». Представители 14 творческих индустрий собрались в Парке Горького и совместно с властями обсуждают новые экономические и творческие реалии. Подробности с первого дня форума — в репортаже MSK1.RU.
Любое творчество — это продукт среды. Идеи не возникают на пустом месте: они наследуют черты родового пространства. Оно же задает параметры их последующей огранки. Идея становится мыслью, мысли формируют школу, школа — среду. Аномалии, неизбежно возникающие в процессе, позволяют среде меняться.
Нехитрый принцип работы этого механизма создатели «Российской креативной недели», кажется, поняли. Организаторы рискнули персонифицировать отечественное творческое пространство. Заодно и зафиксировать его параметры. Смыслы, на отсутствие которых вокруг принято в последнее время горячо сетовать, решено было выявить здесь.
— Вместе мы создаем коллайдер креативных индустрий, — объясняла директор форума Марина Абрамова. — Где раз в год мы можем столкнуться и создать новую энергию для себя, для России, для наших семей.
В приветственном слове к слушателям деловой программы звучали неслыханные для российского public-talk тезисы: «Главные ресурсы — не нефть и газ, а интеллект и творчество человека. Старые правила перестали работать, пришло время создавать новые». Публика была очарована.
К счастью, в грезах и лозунгах утонуть слушателям не позволили (из таких пучин бывает сложно выбираться). Первое слово дали представителям реального сектора экономики. Те не подвели: и говорили без обиняков, и требовали смело, и градус пафоса сбили.
— Важно, чтобы заказчики поняли — возврата назад не будет. А то некоторые затаились и сидят. На что надеются? — удивлялся глава «Новых облачных технологий» Андрей Чеглаков.
— Нет никакой причины, по которой Россия не может иметь премиальных брендов, — констатировал гендир люксовой «Ракеты» Дэвид Хэндерсон-Стюарт.
— Хотелось бы, чтобы сроки рассмотрения (в госструктурах. — Прим. ред.) были более быстрыми. Одни и те же моменты поочередно рассматриваются в разных ведомствах и банках. Если бы это было комиссионно и одномоментно — было бы эффективней, — намекал гендир «Октавы» Павел Павленко.
— Важен переход к нормальному производству. У нас в стране все нормально с дизайн-пером, но как только тема переходит к серии… У нас почти нет заводов, которые в состоянии давать серию. Для того чтобы запускать продукцию, нужна поправка в постановление… — диктовала основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова.
Казалось, что выслушивавший все это первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко в какой-то момент не выдержит, встанет и воскликнет что-нибудь вроде: «А не много ли вы тут на себя берете?» Не воскликнул. И по всей видимости, даже и не подумал — только слушал и записывал.
А затем — уже в заключительном слове — действительно признал: «Изменения необратимы». Тут бы всем горько вздохнуть, но ведь не зря до Кириенко выступили все эти строптивые люди со своими жалобами и требованиями. Раз требуют — значит что-то задумали. Значит, есть план. А раз есть план, то и оставшийся воздух на вздохи тратить не слишком разумно.
— Для креативных индустрий нужен вызов, кризис, — говорил Сергей Кириенко. — Время кризиса — это время возможностей. В креативных индустриях для того, чтобы начать искать нестандартные подходы, стандартные должны перестать работать. Санкции — это идеально для креативных индустрий.
Уже на полях «Креативной недели» предприниматели действительно и всерьез решили всех спасти. Спасти от нелеченых зубов, тормозящих компьютеров, неудобных автобусов — короче, от всех тех ужасов, какие сулят нам санкции и демарши. Конечно, не без выгоды для себя, но и это вполне справедливо, раз уж решено было оставить экономику на рыночных рельсах.
Променад по шести пленаркам — от павильона урбанистики и арт-дизайна до шатра Красноярского края (присутствие обязательно надо расширить) действует терапевтически. Отраслевики знают рынки, знают наши предпочтения, знают чиновников и знают друг друга.
Наконец каждая сессия может внезапно обернуться неплохим представлением. Ну где еще можно увидеть, как девелопер и дизайнер спорят о том, как в современном доме должны выглядеть розетки и выключатели? Мелочь. Но из таких мелочей и складывается та самая креативная среда.
Напомним, организаторами «Российской креативной недели» в этом году стали Роскультцентр, АНО «Креативная экономика», Российский книжный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.