
В Москве выставили на продажу особняк купца Лыжина на Остоженке, 24. Объявление опубликовано на сайте ЦИАН. Двухэтажный дом площадью 1500 кв. м продается за 4,1 миллиарда рублей.
Как указано в описании, дом, построенный в 1830 году, в 2006-м был полностью отреставрирован. В нем сохранены внутренние интерьеры, есть лифт, установлена система «умный дом». Есть мансарда и подвал со спа-зоной — бассейном и баней. К особняку прилагается 7,2 сотки земли с домиком для охраны и парковкой на 10 машин.
— Полностью готов к заселению, может использоваться для проживания или как представительство, — отмечают в объявлении.
Что это за дом?
Ампирный особняк с мезонином был выстроен после пожара 1812 года. Сначала в нем жил действительный статский советник Д. А. Безобразов, в 1875–1878 гг. архитектор А. Л. Обер перестроил его для нового владельца ‒ купца Е. Е. Карташева. А в 1880 году дом приобрел московский купец Александр Иванович Лыжин, торговавший сукном, пишет портал «Узнай Москву».
Лыжин жил здесь с семьей и супругой до своей смерти в 1890-м. Дом достался по наследству младшему сыну Владимиру. Тогда же владение напротив купил известный архитектор Лев Кекушев, и Лыжин заказал ему проект перестройки дома. Но полностью дом не перестраивали, Кекушев добавил одноэтажные здания справа и сзади и изменил фасад.
После революции в особняке размещался детский сад, внутренние интерьеры были утрачены, но во время реконструкции в 2006 году их частично отреставрировали и восстановили, а также заменили инженерные коммуникации. Дом является объектом культурного наследия регионального значения.



Кому он принадлежит?
По данным Росреестра, с 2000 года особняк принадлежал государству, а в конце 2002-го перешел в собственность ООО «Приор», зарегистрированного за год до этого. По данным сервиса «СПАРК Интерфакс», в декабре 2002 года стопроцентным собственником «Приора» был Дмитрий Дмитриевич Скарга (сейчас его среди участников общества нет). Он также совладелец уже недействующего ООО «Медлендпро», а его полный тезка был гендиректором компании «Нафто-Меркури» и совладельцем АО «Карик», которые владели месторождениями меди и никеля в Мурманской области.
В 2005 году Дмитрий Скарга продал «Приор» Игорю Сирошу и Андрею Клементьеву, Игорь Сирош — сотрудник военной прокуратуры СССР, соратник экс-министра культуры Владимира Мединского, с 2006 года он работал помощником руководителя администрации президента РФ, а также был замом председателя комиссии при президенте по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. В эту же комиссию входил Мединский.
В расследовании Ивана Голунова о Мединском и его окружении отмечается, что аффилированные с «Приором» компании взяли в аренду подмосковные усадьбы Никольское-Урюпино и Петровское-Алябино. Кроме того, в 2010 году «Приор» выкупил долг Минкульта перед подрядчиком, который реставрировал подмосковную усадьбу Гребнево.


Бывший сотрудник «Приора» Юрий Бородавка, отмечалось в расследовании, работал замдиректора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкульта и входил в совет директоров его «Распорядительной дирекции». А в 2005 году эта дирекция несколько раз занимала деньги у «Приора» на общую сумму более 27 миллионов рублей, якобы чтобы расплатиться с подрядчиками по госконтрактам.
Игорь Сирош, как следует из данных «СПАРК Интерфакс», в 2010 году переписал свою долю на супругу, и в тот же день — на Елену Маркелову, у которой сейчас 90% компании, еще 10% — у Андрея Клементьева. Сирош, Маркелова и Клементьев вместе были соучредителями благотворительного фонда «Вундеркинд», созданного в 2002 году.
Елена Маркелова владеет 100% ООО «Прайм», ранее принадлежавшего Юрию Бородавке. Кроме того, она гендиректор системного интегратора «Флинт», три четверти которого в собственности у британской компании.
В июне 2014 года собственность на особняк на Остоженке была переоформлена на ООО «Остори», учрежденную «Приором». По данным Росреестра, сейчас на сделки с особняком наложен запрет. Дело в многочисленных претензиях к собственнику со стороны Департамента культурного наследия Москвы и департамента городского имущества. В частности, компания была оштрафована за то, что не выполняет работ по сохранению объекта культурного наследия.





Есть вопросы и к ремонту в особняке, в результате которого в нем появилась спа-зона. В решении Арбитражного суда от 2019 года по иску департамента культурного наследия отмечается, что в помещениях подвала — там где установлены бассейн и сауна, — наблюдаются следы переувлажнения.
— Проведенные ответчиком работы являются работами по приспособлению объекта для современного использования. Вместе с тем проектная документация на их проведение в департамент не представлена, — отметили чиновники.
Несмотря на запрет регистрационных действий и вопросы со стороны департамента, «Приор» продолжает искать того, кто заплатит за особняк 4,1 миллиарда рублей.
Мы также рассказывали о продаже дома за 10 миллиардов рублей.