В 2020 году застройщик сдал дом отнюдь не эконом-класса в Тропарево-Никулино, где один квадрат стоит 500 тысяч. Управляющей компанией выбрали УК «Орион», на которую со временем стали жаловаться жильцы: по их словам, лифты постоянно ломаются, границы территории не определяют, а интересы собственников «никто не защищает».
Корреспонденты MSK1.RU побывали на месте, пообщались с жильцами, осмотрели дом и поговорили с представителями управляющей компании.
Лифты едут наугад
По словам местной жительницы, в марте прошлого года в доме 8 на Никулинской улице произошел пожар.
— Системы не сработали, лифты не поехали, а двери и вовсе заблокировались — мы по сути замурованы в доме оказались, — уточнила она.
На неисправную работу лифтов жильцы жалуются постоянно.
— Я захожу на седьмом этаже, нажимаю на первый, но еду вверх, — рассказал в разговоре с MSK1.RU жилец дома Павел.
Дети в одиночку просто боятся заходить в лифт. Из-за постоянных сбоев на это далеко не всегда решаются и взрослые.
— Даже меня иногда подбрасывает в лифте во время движения, а я 95 килограммов вешу, если что, — поделился наш собеседник.
Корреспонденты MSK1.RU проехали в лифте несколько раз и убедились, что далеко не всегда он работает исправно: кабину потряхивает, она за что-то цепляется по ходу движения.
По данному поводу мы обратились в УК «Орион». По словам представителей компании, в этом виноваты как технические неполадки, так и некорректная эксплуатация кабины.
— Да, безусловно, проблемы с лифтами есть, но это происходит в том числе и из-за ненадлежащего их использования. Особенно при проведении разгрузочно-погрузочных работ строителями, выполняющими ремонт в квартирах. Также на работу лифтов влияют перепады напряжения, — заявил MSK1.RU заместитель директора УК «Орион» Анатолий Фёдоров.
Также он подчеркнул, что в доме установлены лифты иностранного производства.
— Замечу, что в этом доме стоят иностранные лифты фирмы «Отис». Из-за санкций поставка деталей затруднена, поэтому недостатки в работе лифтов быстро не устраняются, — обратил внимание Фёдоров.
Однако на данный момент локальным производителем лифтов этой марки является многопрофильный холдинг S8 Capital, который приобрел все активы американской Otis Elevator Company в России. То есть фактически эти лифты производят в Санкт-Петербурге.
— И это полная чушь, что деталей нет, ведь когда была аварийная ситуация с лифтом, то детали сразу откуда-то взялись, и за один день его починили, — напомнил житель дома.
Кроме того, здание должны были сдать с паркингом возле него, но на сегодняшний день к строительству парковки даже не приступили. Всё это время жильцы дома комфорт-класса ходят паркуются в другом месте.
Еще в 2021 году у жильцов произошел конфликт с управляющей компанией. Основной претензией к УК стало то, что компания не отстаивает интересы собственников перед застройщикам.
— Они работают не на нас, а в обратную сторону — на застройщика, — возмущается собственник.
Компанией-застройщиком является АО «СЗ «Управление Экспериментальной Застройки микрорайонов» (УЭЗ). Она входит в холдинг «Мосинжпроект», 100% акций которого принадлежат правительству Москвы. В свою очередь УК «Орион» работает с 2012 года, у нее на балансе более 25 домов по всему городу.
Дом был сдан в 2020 году. Гарантия по разным элементам имеет разный срок: на конструкцию — 5 лет, на лифты — 2–3 года.
— Они просто тянут время, ведь на ряд вопросов гарантийный срок уже истек, мы стараемся успеть решить хоть какие-то вопросы по гарантии, — считает жительница.
В УК «Орион» уверяют, что по гарантийному ремонту выполнят все обязательства.
— Если бы в процессе эксплуатации застройщик отказывался от выполнения гарантийных обязательств, то, безусловно, «Орион» бы сам всё делал, а потом имел правовые отношения с застройщиком, доказывал и взыскивал деньги. Но застройщик не отказывается: приходит и устраняет, — подчеркнул Фёдоров.
Также замруководителя компании отметил, что с выполнением некоторых работ необходимо подождать.
— Застройщик устраняет, но не полностью, всё сразу не успевает. Ряд гарантийных замечаний устранили в течение текущего года, часть работ перенесена на 2024 год, потому что сейчас застройщик завершает строительство школы во дворе, — рассказал он.
Проблемы с уборкой
По словам Фёдорова, поскольку территория долгое время находилась в аренде у застройщика, то он и должен был заниматься ее содержанием.
— В октябре 2023 года территорию разграничили, и ее уборку передали ГБУ «Жилищник» района Тропарево-Никулино, — объяснил он.
Представитель компании отметил, что собственники сами не поддержали внесение уборки в смету.
— Я понимаю, что хочется проживать в цивилизованных нормальных условиях и выйти из подъезда не в грязь, а в чистый двор, — сказал Фёдоров. — Мы предлагали собственникам проголосовать за уборку, так как она в смету не входила, но они нас не поддержали. Я понимаю, зачем платить лишние деньги, когда в Москве территорию за счет бюджета убирают.
Собственники заявляют совсем другое:
— Сейчас межевание еще в процессе, УК должна была поставить вопрос, готовы ли мы забирать придомовую территорию себе, но она поставила вопрос иначе: на и без того высокий тариф в 41 рубль с каждого квадратного метра площади нам накинули еще 10 рублей за уборку территории, — утверждает местный житель.
Жилой комплекс «Квартал на Никулинской» — это жилье не эконом-, а комфорт-класса. При постройке один квадратный метр там стоил 199 тысяч рублей, а сейчас, по словам жителей, все 500. Плата жильцов за содержание дома в УК «Орион» составляет 41 рубль с квадратного метра площади, а по городу прайс — 32 рубля. Также ежемесячно со всего дома собирается 600 тысяч рублей только на его содержание и обслуживание — это без учета оплаты общедомовой воды, света, вывоза мусора и уборки придомовой территории.
— 41 рубль — это уже высокий тариф. Людей не устроила сама постановка вопроса, это очередной развод на деньги, — считает житель дома.
Но и на этом недовольство не заканчивается: жители жалуются на неработающие противопожарные сигнализации, незаделанные на фасаде швы на стыках панелей, отсутствующие камеры в лифтах и вопрос вывоза мусора. Но, как сказал нам ранее Фёдоров, «больших претензий у жильцов нет».
— Еще нас не допускали снять показания общедомовых счетчиков, поэтому у нас есть подозрение к УК в воровстве этой электроэнергии. Это длилось пару лет. Когда мы подняли хай, почему в квитках общедомовое электричество составляет почти половину от всей суммы за электричество, то сразу почти в два раза сумма платежа упала, — добавил жилец.
Параллельные голосования
Летом 2021 года жильцы решили отказаться от услуг УК «Орион» и создать свое ТСЖ — за это проголосовало большинство собственников. Однако осенью провели еще одно голосование.
— Это было поддельное голосование со стороны УК, в котором «липовый председатель» захотел отозвать наш иск по созданию ТСЖ, — считает житель дома.
Юрист, который сопровождает жильцов, рассказал MSK1.RU, что ситуация с документами, попадающими в Мосжилинспекцию, имеет свою неприятную лазейку.
— Для того чтобы защитить волеизъявление собственников от недобросовестной управляющей компании, которая путем подделки протоколов захватывает управление, в Жилищном кодексе специально есть норма, которая обязывает органы жилищного надзора — Мосжилинспекцию — реагировать, если по одному и тому же вопросу к ним поступают два разных протокола, — объяснил юрист Алексей Аксенов из бюро «Алексей Степанов и партнеры».
Но в этой норме есть определенный срок — три месяца, в течение которых эти два разных протокола должны поступить.
— Второй протокол поступил как раз по истечении трех месяцев, потому что в УК знали об этом, поэтому формально реагировать не нужно. Ну и, конечно, никакой реакции от Мосжилинспекции не последовало, — уточнил Аксенов.
После этого собственники обратились с жалобой в Мосжилиснпекцию. Однако со стороны МЖИ конкретных действий не последовало. Тогда жители направили туда еще одно заявление. В ответ на повторное обращение в МЖИ сообщили, что решать вопрос с фальсификацией и подделкой документов жители должны лично в правоохранительных органах.
MSK1.RU обратился за комментарием в МЖИ по ЗАО города Москвы. На момент публикации ответа получено не было.
После этого собственники обратились с жалобой на МЖИ уже в прокуратуру.
В ответ они получили лишь сообщение о том, что обращение рассмотрено.
Летом этого года история пошла на новый виток, когда жители сменили тактику и провели переговоры с пятью другими УК. В итоге выбрали ту компанию, которая подходила им по большинству критериев.
С новой УК они договорились на плату в размере 36 рублей за квадратный метр с учетом уборки придомовой территории. Собственники вновь провели голосование: владельцы более 62% от всей площади дома вновь поддержали решение совета о переходе к новой УК. После этого было проведено повторное голосование за отмену этого решения.
— Мы считаем, что «Орион» запустил параллельное голосование, чтобы мы не смогли уйти от них. Скорее всего, как и в предыдущий раз, они будут подделывать документы. Они просто не дают нам самим решать, кто будет вывозить наш мусор, убирать и содержать наш дом, — уверен Павел Овсянников.
Теперь, когда в одно время снова запущено два голосования, повод обратить свое внимание на УК у МЖИ есть. Но Мосжилинспекция пока снова молчит.
— Повод для реакции есть, но реакции нет. Мне совершенно непонятно почему, — заявил юрист.
Также он заверил, что ситуация с подделкой протоколов, когда жильцы хотят уйти от УК, — распространннная по Москве практика. По мнению жильцов, УК «Орион» имеет свою поддержку в МЖИ. И как в прошлый раз, МЖИ может затягивать передачу документов. Поэтому собственники хотят привлечь надзорные органы, чтобы не дать «протащить» поддельное голосование.
— В прошлый раз мы не были готовы, не ожидали такой дерзости и подлости как со стороны «Орион», так и со стороны Мосжилинспекции. Сейчас же, благодаря активной гражданской позиции, мы подготовились, — заявил один из жильцов дома.
Сейчас жильцы и юристы намерены добиваться от прокуратуры и следствия конкретных действий. Они подали коллективную жалобу на торможение уголовного дела, и оно было возобновлено.
Жители считают, что своими действиями УК дискредитирует даже правительство Москвы.
— Таким образом они бросают тень на нашего мэра Сергея Собянина и правительство Москвы, ведь те стараются, придумали электронное голосование, а на местах все печально, — отметил один из них.
В то же время собственники выстраивают диалог с новой УК и обговаривают детали. При этом полномочия новой УК вступят в силу только в том случае, если это согласует Мосжилинспекция.
— Летом к нам пришли собственники этого дома, пожаловались, что деньги с них собирают и ничего не делают. Такие управляющие компании, которые идут от застройщика, часто ничего не делают, и пока дом пять лет находится на гарантии, с него просто сосут деньги. А потом, когда пять лет проходит, начинает все выявляться, то управляющая компания просто сливается, — рассказал MSK1.RU юрист новой управляющей компании.
Что еще почитать:
Подписи мертвецов и никакого злого умысла. Москвичам навязали управляющую компанию, теперь они живут в разрухе.
«Закройте рот». Житель Бабушкинского района рассказал, как «Жилищник» пытается захватить власть в доме.
Мигранты силой захватили власть над паркингом на севере Москвы. Полиция вмешалась спустя 3 года после жалобы Путину.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».