Недвижимость проблема Власти столицы продают подвалы в жилых домах. Москвичи годами судятся за нежилые помещения, чтоб те не стали апартаментами

Власти столицы продают подвалы в жилых домах. Москвичи годами судятся за нежилые помещения, чтоб те не стали апартаментами

Люди называют такие случаи незаконным захватом подземных квадратных метров. Что об этом говорят юристы?

В Москве продажа подвалов через аукционы — не редкость | Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUВ Москве продажа подвалов через аукционы — не редкость | Источник: Александр Рыльский / MSK1.RU
В Москве продажа подвалов через аукционы — не редкость
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

Кажется, что после плитки и бордюров власти Москвы решили освоить еще одну золотую жилу — теперь они взялись активно продавать подвалы многоквартирных домов. Проблема, рассказывают жители, чьи нежилые помещения оказываются в руках новых собственников, и эксперты-юристы, — массовая. Обычно на месте выкупленных подвалов появляются хостелы, общежития, апартаменты, офисы. Соседство это часто не самое приятное — непонятные новые люди, шум, неудачные и опасные решения в реконструкции зданий.

Порой всё заканчивается долгими судебными тяжбами — москвичи судятся с риелторскими агентствами и Департаментом городского имущества Москвы. И местные жители, которые становятся истцами, даже иногда выигрывают эти дела.

MSK1.RU рассказывает, с чем сталкиваются горожане, которые становятся защитниками своих домов.

Дом, который пережил революцию, может лишиться подвала

Итак, первый проблемный адрес. Дом на Донской улице, 27, к. 1 — красивое и ухоженное здание, выкрашенное в светло-голубой цвет. Дом, который находится на Якиманке, не новый — он построен в 1917 году, но о его солидном возрасте можно догадаться лишь по деревянным окнам на последних этажах невысокого жилища: старая краска облезла с рам, но, в общем, это никак не портит внешний вид.

Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUИсточник: Александр Рыльский / MSK1.RU
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

Разговорились с одним из жильцов дома, который представился Сергеем. В одной руке у моего собеседника тлеет сигарета, во второй он держит бультерьера на поводке. Пес сразу бросается обнюхивать корреспондента — хозяин скучающе оттягивает собаку. Как только речь заходит о продаже подвала, спокойствие Сергея мгновенно улетучивается.

— Тут каждый житель знает о том, что станет с подвалом, если люди не вмешаются, — возмущенно говорит Сергей, забывая о непогасшей сигарете.

В доме на Донской, 27, к. 1 эта тема номер один сегодня.

— Узнали о продаже случайно — по объявлению о продаже, которое кто-то повесил на воротах, — рассказывают местные жители. Они утверждают, что новый собственник собирается обустроить здесь апартаменты (сам новый владелец в разговоре с MSK1.RU утверждал другое. — Прим. ред.).

— В подвале ведь не только площадь, но и все коммуникации дома, — говорит Сергей. — Как только там появятся жильцы, доступа к коммуникациям нет и не будет. А мы, извините, в этот Новый год две недели просидели без канализации. Был засор. И как бы его прочистили, если сделать это можно только через подвал? Коммуникации должны принадлежать нам.

Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUИсточник: Александр Рыльский / MSK1.RU
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

Вместо подвала будут апартаменты

Люди пошли в суд. Местная активистка и жительница дома на Якиманке Анастасия рассказывает, как ей «посчастливилось» пообщаться с представителем нового владельца и самим владельцем. По ее словам, собственник вначале хотел наладить хорошие отношения с местными жильцами. Про то, что вместо подвала будут апартаменты, рассказывает собеседница, разговоров не было — информация об этом появилась после.

— Доверенное лицо говорило, что они хотят с нами как бы дружить: сделать нам коммуникации, сделать ремонт, и в итоге всё будет организовано так, что жителям тоже будет от этого хорошо. И после этого мне жители кинули в личку страницу в «Циане», что в нашем подвале продаются апартаменты.

На сайте объявлений до сих пор можно найти страницу о продаже «Апартаментов-студии» за 4 990 000 рублей с жилой площадью 3 квадратных метра на -1 этаже по этому адресу. Впрочем, откликнуться на объявление уже нельзя: оно снято с продажи. Покупателей завлекали возможностью ипотеки, свободными парковочными местами и отдельным кадастровым номером — хотя, по словам местных жителей, у собственника еще нет отдельных помещений физически, то есть, говорит собеседница, продававшихся объектов просто не существует. Сделкой занималось агентство «Сити Недвижимость».

Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUИсточник: Александр Рыльский / MSK1.RU
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

Когда доверенное лицо сильно обиделось на претензии местных жителей, Анастасия начала вести диалог с самим собственником.

— В милой беседе он мне рассказывал про свой бизнес, как это всё можно делать красиво. Он сказал, что апартаменты — это вообще лучшее, что может быть для жителей. Что сначала мы переживаем, а у него в другом доме и бывший генерал КГБ как бы возмущался, а сейчас сами жители к владельцу ходят и якобы хотят купить у него апартаменты…

Послушав всё это, люди сделали один вывод: нужно организовывать инициативную группу и идти в суд. Также они отнесли коллективную жалобу в жилинспекцию и в управу, написали заявление в полицию.

— Мы собрали деньги на юриста. Я нашла этого юриста, который аналогичные дела ведет… У него есть выигрышные дела, правда, это длительный процесс. Я сказала собственнику, что жильцы против того, что они там хотят сделать. Он, образно говоря, посмеялся, сказал: «Вы будете писать письма, заявления, а потом на вас просто перестанут обращать внимание».

Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUИсточник: Александр Рыльский / MSK1.RU
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

«Вы понимаете, как продаются подвалы в Москве?»

Подвал, судя по документам, которые можно найти в Сети, до аукциона принадлежал городу. Местные жители уверены, что город завладел подвалом незаконно — в суде они хотят добиться пересмотра итогов аукциона, через который новый собственник купил нежилое помещение площадью 342,7 кв. м.

— Город приватизировал его на основании определенного документа, но этот документ не предполагает, что департамент городского имущества может это сделать. То есть департамент незаконно его приватизировал. А потом продал его на торгах.

Судя по сервису «ГИС Торги» подвал этого дома был выкуплен в марте 2024 года. Новый собственник — Егоров Константин Александрович. Этот гражданин, судя по тем же «ГИС Торгам», выиграл еще несколько аукционов в Москве: выкупил у столицы подвал на Большой Черемушкинской, 40, к. 2 за 37 162 000 рублей, а также на улице Щепкина, 60/2, стр. 1 за 21 221 000 рублей.

Источник: Александр Рыльский / MSK1.RUИсточник: Александр Рыльский / MSK1.RU
Источник:
Александр Рыльский / MSK1.RU

Его полный тезка, судя по информации из соцсетей, окончил Первый московский юридический институт, а также Московскую государственную юридическую академию. То есть юридически подкован и привык к жизни, далекой от подвалов. Ездит с семьей на моря, ест крабов и неплохо проводит время.

Журналист MSK1.RU пообщался с владельцем нескольких московских подвалов. Интервью, к сожалению, не задалось, хотя Егоров в начале разговора с охотой согласился на него. Хотелось узнать побольше о его бизнесе и что он думает о претензиях местных жителей:

— Какова была ваша реакция на жалобы москвичей?

— Моя реакция на жалобу? Ну не жалоба, там судебный иск, и он будет рассматриваться в суде… Вы понимаете, как продаются подвалы в Москве? Он был выставлен на торги. Вот через торги мы его купили абсолютно официально, после этого получили от жильцов жалобу о том, что они сами хотели его выкупить. Что я могу на это сказать?

— А что вы планируете сделать с подвалом?

— Офисы... Офисы! — утверждает Егоров. — Всё в рамках действующего законодательства.

— А сколько подвалов в Москве вы купили?

— Какое это имеет отношение к конкретному подвалу? Нисколько. <…> Вы знаете, я сейчас уже немножечко занят, мне не очень удобно говорить.

— У меня последний вопрос. Расскажите о себе? Как пришли в такой бизнес и чем занимались раньше?

— Ничем не занимался. Извините, это личная информация.

На том разговор и закончился.

В Москве много подвалов

Юристы говорят, что подобных судебных дел в Москве — масса. Также об этом можно судить и по публикациям в СМИ, и жалобам москвичей в соцсетях.

В апреле этого года СМИ стало известно о «захвате» подвалов на Первомайской улице, на Нижней Первомайской, на 11-й Парковой. Анастасия, когда начала разбираться в проблеме, рассказывает о таких же случаях на улице Вернадского, улице 8 Марта, Оружейном переулке — в Москве можно найти десятки домов, жильцы которых оказались в подобных ситуациях.

Собственники квартир, которые решили противостоять происходящему, вполне могут выигрывать судебные дела. Например, жители Большого Толмачевского переулка, которые подали в суд на Департамент городского имущества Москвы, а также на агентство недвижимости ООО «Консенсус», выиграли дело: суд удовлетворил сторону истцов и признал собственниками нежилых помещений дома. Однако рассмотрение дела длилось год и несколько месяцев до принятия решения, а позже агентство подало апелляционную жалобу, так что суд всё еще продолжается.

О проблеме мы поговорили с Константином Крохиным — юристом, председателем Союза жилищных организаций Москвы, членом Комитета по ЖКХ ТПП РФ. Город, рассказывает Крохин, как любое публичное образование, имеет в своей собственности разное имущество: оно может быть в жилом, нежилом фондах, это может быть земля. Публичное образование имеет право продавать свое имущество, никого не спрашивая. Согласовывать действия с имуществом город должен только в том случае, если это — совместная собственность.

— Режим согласования в гражданском законодательстве установлен для совместной собственности. Проще говоря, если есть коммунальная квартира, — там есть общее имущество коммунальной квартиры, и город, как и любой другой собственник, обязан согласовывать продажу с другими. Обязан предложить в первую очередь собственникам этой коммунальной квартиры.

Крохин рассказывает юридическую историю вопроса.

— Появились законы о приватизации. Политическими решениями было разрешено приватизировать квартиры. При этом вопрос общей собственности: подвалы, крыши, чердаки, лестницы — он был за скобками. Потом появилось законодательство о ТСЖ до Жилищного кодекса в 1996 году, впервые стали говорить о том, что есть еще некое общее имущество, и Жилищный кодекс эту дискуссию завершил тем, что определил, что общее имущество принадлежит всем жителям. Ну не только жителям — собственникам. Это могут быть юридические, физические лица, а также публичное образование, вроде города Москвы. Соответственно, с 2005 года, если строится и вводится в эксплуатацию дом, то вот это все совместное имущество в нем — оно общее.

Город, как и любой другой собственник, не имеет права отчуждать это имущество отдельно.

юрист Константин Крохин

— Основная масса вопросов возникает в домах, которые были введены в эксплуатацию до 91-го года, так называемый советский период, советские дома. И период с 1991 по 2005 год — самый спорный, потому что был период еще при мэре Лужкове, до Собянина. Собянин продолжил эту практику. Город считает, что подвалы его, вопреки Жилищному кодексу. И он очень много такой недвижимости оформил в государственную собственность города Москвы и продавал. Начались противоречия между буквой закона Жилищного кодекса и реальной практикой, когда город руководствуется интересами пополнения бюджета.

То есть городу нет дела до того, как потом новые собственники этих подвалов будут сосуществовать с гражданами, которым не хочется, чтобы в их подвалах были квесты, кальяные, майнинговые фермы, — говорит Крохин.

— Отсудить это очень сложно, судебная практика на стороне государства, — утверждает Крохин. — Люди проигрывают государству. Массово. Если говорить о статистике, то за редчайшим исключением кто-то там что-то отсуживает.

Торги, на которых подвалы уходят новым собственникам, — явление сомнительное, говорит Крохин, и в них может быть коррупционная составляющая.

— Ни вы, ни я, — мы не можем там ничего купить, — заявляет собеседник. — Там все свои люди покупают, и лишние отсекаются на этапе электронной квалификации. Новые же собственники — люди разной степени ответственности. Чаще всего безответственные. Так возникают конфликты. Бездумная продажа подвалов ведет к порождению конфликтов, которые крайне сложно разрешить в порядке гражданского законодательства. Поэтому происходят столкновения, нарушения, драки.

Явление, подытоживает собеседник, — массовое.

— В домах, построенных до 91-го года, практически все подвалы либо проданы, либо находятся в собственности города. Был период, когда Собянин сделал такой жест: 150 подвалов отдал обратно. Сказал: пусть люди в суд подают, и мы не будем сопротивляться, если они их возьмут в собственность. А потом, когда началась вот эта вся история: пандемия — оказалось, что нужны доходы. То есть уже как бы никто не вспоминает про какие-то жесты. Просто продают, и всё. Есть покупатель, заплатил деньги, а дальше хоть трава не расти.

Ранее жильцы дома № 42 на Плющихе пожаловались в редакцию MSK1.RU на незаконный захват общедомовой собственности. Речь идет об огромном подвале, расположенном под 14-подъездным зданием. По словам жильцов, его незаконно продали неизвестным людям.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Рекомендуем