Депутат Госдумы Олег Матвейчев предложил признать феминизм экстремистской идеологией. Законопроект уже направили в Комиссию Госдумы по противодействию иностранному вмешательству и защите христианских ценностей. По мнению Матвейчева, феминистки якобы «разрушают скрепы, являясь агентами иностранного влияния».
А еще потому, что феминисткой себя называла (вроде как) Дарья Трепова, которую сейчас обвиняют в теракте, где погиб Владлен Татарский. Насколько это обоснованно? И можно ли отнести феминизм к экстремизму? В своей колонке отвечает юрист Юлия Федотова.
Я не феминистка. По одной простой причине — я никогда не сталкивалась с какой бы то ни было дискриминацией по признаку пола. В моём вузе (Уральский государственный юридический университет) всем было абсолютно плевать на пол, происхождение, красивые глазки или знаменитых родителей. Требования были одинаково высокие ко всем, не тянешь — пошла (пошел) вон. В моей научной деятельности (я кандидат наук) в том же вузе также не было никакой дискриминации.
«Женщин-профессоров у нас, по-моему, было даже больше, чем мужчин»
В преподавательской, колумнистской и рабочей деятельности ни позитивной (с точки зрения предоставления привилегий), ни негативной (с точки зрения ограничения прав) дискриминации не было тем более. Были какие-то минимальные бытовые проявления в семье типа: «Юля, ты же девочка!» от бабушки. Но уже лет с пяти у меня это вызвало недоумение и только один вопрос: «И чё?»
В общем, я не феминистка. Но я точно знаю, что могу сейчас себя к ним не причислять только потому, что когда-то феминистки добились для всех женщин, в том числе для меня, равных прав с мужчинами.
«Я могу работать, голосовать, самостоятельно распоряжаться своим телом, финансами и жизнью только благодаря фемдвижению»
И, безусловно, я поддерживаю феминистское движение, потому что поддерживаю любое движение за права любого человека — и за равенство прав, обязанностей и ответственности.
Я не поддерживаю перегибы, мнения о необходимости «возмездия» и предоставления каких бы то ни было привилегий женщинам. И мужчинам, а также меньшинствам, и вообще кому бы то ни было. Права должны быть просто равны для всех без исключений.
И я абсолютно точно ни как женщина, ни как юрист не могу поддерживать стремление признать фемдвижение «экстремистским».
И давайте поговорим о юридической стороне вопроса. Олег Матвейчев сообщил, что внес «законопроект» на рассмотрение в Комиссии Госдумы по противодействию иностранному вмешательству и защите христианских ценностей. На сайте Госдумы какая бы то ни было информация о законопроекте отсутствует. Всё, что касается «экстремизма», регулируется федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
«В этом законе нет каких-то перечней "экстремистских" идеологий. И вообще, ни один закон такого перечня не содержит»
Есть определение понятию «экстремизм», он включает в себя определенные признаки, например возбуждение национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека и иные.
Если кратко — разного рода дискриминацию либо насилие к людям по признакам расы, языка, национальности, религии. Половая принадлежность, а равно сексуальная ориентация как критерий для отнесения чего бы то ни было к «экстремистскому» отсутствует.
И самое главное.
«Чтобы признать какое бы то ни было движение, организацию, идеологию или группу по интересам экстремистским, необходимо идти в суд, а не в Госдуму»
С соответствующим иском должно выйти Министерство юстиции или прокурор. Суд выносит решение (как правило, признать, запретить, ликвидировать, уничтожить). Оно вступает в силу, и организацию вносят в соответствующий перечень.
И пусть вас не путает слово «организация» — это вовсе не означает, что должно быть какое-то зарегистрированное ООО «Юные экстремисты». Это может быть группа по интересам во «ВКонтакте», чат в Telegram и вообще любая эфемерная группа лиц, которые даже могут не быть знакомы — важно, что их больше двух и они распространяют какие-то идеи, которые государство считает опасными.
Если феминизм признают экстремистским движением, получится, что Конституция России содержит абсолютно «экстремистское» утверждение в Статье 19: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
«Если сегодня феминизм признают экстремистской идеологией, завтра женщины могут лишиться большей части своих прав»
Потому что это будет означать, что «экстремизмом» можно признать абсолютно любое проявление равенства, например возможность работать, избирать и быть избранной, тратить деньги так, как хочется, и вообще жить так, как хочется.
И в случае признания феминизма экстремизмом вполне себе можно будет любую работающую женщину посадить на срок от двух до шести лет по статье 282 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации») за участие в деятельности экстремистской организации.
Абсурд? Да. Такой же, как предлагать признать идею равенства мужчин и женщин экстремизмом.
А как вы считаете, нужно ли приравнять феминизм к экстремизму?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».