В Москве на 77-м году жизни скончался Александр Кирилин — известный инженер и конструктор, специалист в области дирижаблестроения. Он работал в Отраслевом специальном конструкторском бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института (МАИ). Смерть ученого MSK1.RU подтвердили в пресс-службе МАИ.
— Вчера [27 января] вечером [скончался], около 19 часов, — уточнили представители МАИ. — Точная причина смерти пока неизвестна.
Коллеги инженера говорят о нем как о первом человеке, который вернулся к мечте о полетах на дирижаблях и воплотил ее в жизнь.
— Его по праву можно назвать первопроходцем в деле восстановления дирижаблестроения в нашей стране. Автором и создателем первых реальных, летающих дирижаблей после огромного перерыва — с конца тридцатых годов XX века. А это очень непросто, — рассказал MSK1.RU профессор Валерий Грумондз.
Александр Николаевич был большим профессионалом своего дела, интеллигентным и порядочным человеком, который мечтал о развитии дирижаблестроения в России.
Telegram-канал Mash сообщил, что Александр Кирилин последнее время лечился от онкологического заболевания.
Главный конструктор дирижаблей
Александр Кирилин родился 18 ноября 1948 года в Узловском районе Московской области (ныне Тульской). Он окончил Московский авиационный институт (МАИ) по специальности «инженер-механик вертолетостроения». После вуза он работал старшим инженером, а позже стал главным конструктором КБ «Дирижаблестроение» МАИ.
Он преподавал в альма-матер, опубликовал десятки научных работ и выступал на конференциях по всему миру, где рассказывал, почему дирижабли должны стать привычным для современного человека видом транспорта.
— Идея доставлять пассажиров из Москвы в аэропорты на дирижаблях вполне реализуема и рациональна, — говорил ученый в интервью «Коммерсанту».
По сравнению с самолетами, как считал профессор, дирижабли способны мягко спланировать на землю в случае отказа двигателей. Еще один плюс — экономичный расход энергии.
Заменить такси и путешествовать между континентами
Александра Кирилина можно по праву назвать главным популяризатором дирижаблей в России. Для возрождения дирижабельного дела, как считал Кирилин, необходимо преодолеть «синдром „Гинденбурга“».
«Синдром „Гинденбурга“» — боязнь водородных дирижаблей, возникшая в обществе после гибели в 1937 году дирижабля «Гинденбург». На его борту находилось 97 человек — 61 член экипажа и 36 пассажиров. В результате катастрофы погибло 35 человек. Они сгорели на подлете к Нью-Йорку. По официальным данным, причиной стала утечка водорода, но есть также и версия о подрыве — мину якобы установил техник из нацистской Германии, чтобы остановить технический прогресс врага.
Профессор мечтал ввести дирижабли в обиход современного россиянина — воздушные суда, как считал Кирилин, способны заменить даже такси.
— Стоимость летного часа для дирижабля среднего объема составит 100–150 долларов [данные на 1998 год]. Для начала можно попробовать полеты до аэропортов на небольшом восьмиместном аппарате типа А-300 производства НПФ «Аэростатика». В этом случае каждому из семерых пассажиров, пилот не в счет, придется уплатить за билет 14,3 доллара, или 85,8 рубля за час. Это дешевле, чем поездка на такси, не говоря уже о том, насколько такие полеты расширяют кругозор, — рассуждал Кирилин в конце 90-х годов.
С 1991 года Александр Кирилин возглавлял компанию «Аэростатика», где разрабатывал дирижабли. Среди его проектов — стратосферный дирижабль с гибридным двигателем, двухъярусный пассажирский и восьмиярусный туристический дирижабли. Последний был предназначен для континентальных и межконтинентальных путешествий.
Одна из идей Кирилина — использовать грузоподъемные дирижабли для переброски нефтеоборудования в дальние регионы Сибири.
— Александр Николаевич Кирилин был талантливым инженером, который, к сожалению, не успел реализовать все свои перспективные идеи, оставив большое наследие будущим поколениям, — добавил в беседе с MSK1.RU коллега ученого, профессор Валерий Грумондз.
Сейчас дирижабли в России используются для ретрансляции радиосигналов и наведения оружия в зоне специальной военной операции.
Ранее мы рассказывали историю создателя самолета-амфибии, который погиб на своем же судне.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».