Сегодня на финале Кубка России «Спартак» — «Динамо» в «Лужниках» соберется более 70 тысяч болельщиков. Но на игру не придут активные фанаты красно-белых — около 5000–7000 человек. Этот бойкот — из-за введения с 1 июля паспортов болельщиков, которые необходимо получить, чтобы попасть на стадион.
Пока футбол можно посещать без них, но спартаковские фанаты уже не ходят на стадион, в отличие от фанатов других клубов, — они решили бойкотировать матчи именно после введения спецпаспортов. Поэтому фанаты «Динамо» на финал Кубка придут.
Олег Семенов — в спартаковских фанатских кругах он также известен как Олег Мосфильмовский — поддерживает бойкот:
«Будем ходить на все «Спартаки», которые есть. Но туда, куда пускают по Fan ID, — нет»
— Еще не определен перечень соревнований, где будет применяться система с паспортом болельщиков. Если скажут, что на матчах Премьер-лиги, значит будем ходить на хоккейный «Спартак». На все «Спартаки», которые есть. Но туда, куда пускают по Fan ID, — нет.
Олег уверен, что закон о паспортах для болельщиков нарушает российское законодательство.
— Был иск в суд от одного из болельщиков «Спартака» в 2017 году — тогда ему было отказано в выдаче паспорта перед Кубком конфедераций, — рассказывает Семенов. — Суд человек проиграл, но потом ему выдали паспорт. Выиграть в суде это дело невозможно. Решение принимают определенные люди — в ручном режиме.
Очевидно, главная претензия не согласных с введением спецпропусков — в наличии одной фразы в законе. А именно — в возможности отказа в выдаче или аннулировании паспорта болельщика в случае получения информации о намерении совершения правонарушения.
— То есть правонарушения нет, но кто-то вдруг решил, что такому человеку надо отказать в выдаче Fan ID, — говорит Семенов. — Ранее депутат от КПРФ высказывался против закона, но в Конституционный суд никто так и не обратился. Я даже Зюганову в твиттере писал, когда в партии высказались против закона. Они как одна из парламентских партий могут пойти в Конституционный суд, а я как физическое лицо — нет...
Но почему фанаты «Спартака», в отличие от других, решили бойкотировать матчи сейчас, а не со следующего сезона, как остальные?
— «Фратрия» и «Суппортерс групп» — крупнейшие объединения спартаковских фанатов — решили, что перед смертью не надышишься, — объясняет Семенов. — Закон приняли, и с того дня начался бойкот. А другие решили дожидаться следующего сезона, когда будут введены спецпаспорта.
Олег говорит, что возможность прервать бойкот ради похода на финал Кубка даже не рассматривалась:
— Сразу было понятно: раз сказали нет, значит нет. Понимаю, некоторые ребята молодые захотят сходить. Но я был на финале в 1980-м и в 2003-м. Не пойду сейчас. Мы с ребятами, которые бойкотируют матчи на стадионе, заказали бар. А оттуда, надеюсь, поедем праздновать победу на Никольскую.
Семенов считает, что обычные болельщики недооценивают последствия введения закона о спецпропусках.
— Комплекс административных правонарушений на стадионе — широкий. Даже если не зажигаешь файеры. 60 процентов задержаний — за нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Причем это не активные фанаты, это те, кого называют кузьмичами. Но вот на них составили протокол — и человек не получит Fan ID. Люди думают так: пока не коснулось меня — буду ходить. Активные решили не ходить сразу, я себя считаю частью движения, поэтому поддерживаю это решение.
В итоге «Спартак» лишился приличного числа болельщиков — почти 7000 человек.
— Трибуна В на нашем стадионе вмещает 10 тысяч человек. Считаю, половина точно бойкотирует матчи. И потом дело ведь в качестве боления. Без ядра и заводящего нет привычной активной поддержки, — говорит Семенов.
Как это будет выглядеть в «Лужниках», увидим сегодня в 17:00.
Напомним, что финал Кубка страны вызвал небывалый ажиотаж — билеты на матч «Спартак» — «Динамо» были раскуплены за считаные часы после поступления билетов в продажу. Число заявок на финал Кубка превысило 200 тысяч, притом что стадион может вместить около 80 тысяч зрителей.