Теплое мартовское солнце, запах выпечки и талого снега. Яркие костюмы и причудливые маски отражаются в весенних лужах. Среди полей и лесов Калужской области в арт-парке «Никола-Ленивец» празднуют Масленицу. Над разношерстной толпой возвышается исполин — деревянная гора, покрытая березовыми ветками. Ей предстоит в конце вечера сгореть, знаменуя окончание зимы и приход тепла.
Корреспонденты MSK1.RU в этом году побывали на празднике. Публикуем их яркий, весенний, а ближе к финалу мистический репортаж.
Парк
Никола-Ленивец — очень необычное место. Обращаясь к сухим цифрам, принято упоминать, что это самый большой арт-парк в Европе с площадью 650 гектаров. На этом пространстве — в лесах, полях и на берегу Угры — расположились десятки объектов современного искусства: больших и маленьких, металлических и деревянных. Здесь в каждой роще может таиться необычная скульптура или конструкция, и в каждую из них художниками заложен свой концептуальный смысл или послание.
Музей под открытым небом? По ощущениям, не совсем. В музее мы воспринимаем концентрированное искусство на белой стене, лишенное всякого контекста. Здесь же арт-объекты как бы ведут вечный диалог с окружением и зрителями. Они смотрятся иначе в летнюю жару и поздней осенью, зимой до них надо добираться сквозь снег. Прогулка по Никола-Ленивцу ощущается скорее не как поход в галерею, а как исследование арт-джунглей.
Но нам, журналистам, приехавшим в Никола-Ленивец на Масленицу, не дают поначалу углубиться в исследование местности — нас встречает ярмарочная площадка. Расположилась она на большой поляне в самом сердце парка.
Здесь шатры с угощениями, праздничные забавы, зона для рукоделия. Но в первую очередь взгляд привлекает огромная темная конструкция в центре поляны. Это Черная Гора, и именно она будет спустя несколько часов вместе с закатным солнцем озарять окрестный лес.
Гора
Масленица в Никола-Ленивце отмечается еще с середины нулевых годов, и примерно тогда появилась традиция сжигать в честь весеннего праздника огромные деревянные конструкции. В разные годы это были «Бастилия», «Жар-птица», «Вавилонская башня». В этом году под руководством художника Константина Фоминова на территории парка возвели «Черную гору» — огнедышащий вулкан.
Сам художник вышел к журналистам, чтобы рассказать о своем замысле. Константин явно смущен всеобщим вниманием, он улыбается и то и дело оборачивается на свое детище.
— До этого мы всегда строили какие-то башни, мосты, — объясняет Константин. — Но никогда не строили объект, который связан с природой. Я захотел воспроизвести извержение вулкана, как оно происходит в жизни. Сначала дым, потом лава и огонь.
На вопросе о концептуальном смысле работы художник немного замялся, но в итоге признался, что никаких сложных идей в «гору» не закладывал.
— Пусть сгорит всё плохое, — улыбается Константин Фоминов, снова глядя на деревянную скульптуру.
Немного более подробно концепцию арт-объекта раскрыл Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец».
— То, что вы сейчас перед собой видите, не является пока произведением искусства, — пояснил он. — Когда «гора» будет объята огнем, вот в этот момент она станет произведением искусства.
Огонь
Ближе к пяти вечера, когда оранжевое солнце уже приближается к верхушкам деревьев, гости парка начинают собираться вокруг «горы» (действительно черной в это время дня). Многие бросают сплетенные своими руками венки на съедение будущему огромному костру.
Последних желающих подняться по винтовой лестнице на крышу арт-объекта нехотя пропускают охранники:
— Смотрите, на огонь лучше любоваться снаружи, чем изнутри, — шутят чоповцы.
На площадке появляется пожилой мужчина в шубе и с голыми коленками, в руках — гусли. «Гори на горе́ го́ре», — кричит он. Начинается перформанс, на поляну стягиваются несколько актеров, облаченных в красные балахоны. Они во главе толпы несколько раз обходят «гору». Всё это напоминает то ли древнегреческие мистерии, то ли языческие обряды наших предков-славян.
В глазах зрителей — восторг, благоговение и тревога, когда «духи» в балахонах подхватывают гусляра, заносят его недра «горы» и закрывают вход досками, а его голос и звуки струн медленно стихают, когда в небо взвивается столб дыма.
Всё как обещано: за дымом следует «лава» — это огонь спускается по желобам в стенах конструкции. Затем неспешно, как бы лениво загорается сама «гора». Огонь из ее жерла выбрасывает искры в вечереющее небо.
Гости смотрят на пламя завороженно, многие — неподвижно. Но вот уже самые смелые оставляют за спиной ограждения из березовых жердей ради ярких фотографий. Охранники сдержанно просят всех вернуться на свои места.
Вдруг откуда-то доносится музыка: тягучие распевы, едва уловимый мотив, а затем и бит. Толпа вокруг «горы» зашевелилась: кружатся в танце маски, развеваются плащи, машут крылья.
Глаза болят, лицо горит от жара даже в нескольких десятках метров, и всё равно сквозь огненное марево пытаешься ничего не упустить, запечатлеть каждый момент этого мистического действа.
— Жгу гору посередь народу, — слышатся слова. — К доброму, вечному, человечному.
В автобус мы возвращаемся изможденными, то и дело оборачиваясь на всё еще объятый пламенем скелет «горы». Догорела она только к утру, и тогда, как надеются все, кто застал огромный пожар, вместе с ней сгорели и все беды.
Читайте также, сколько стоит отметить Масленицу в московских элитных ресторанах, и наш материал об истории праздника.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».