В ноябре 2022 года стало известно, что более 360 техников департамента технического обслуживания ПАО «Аэрофлот» отправили в простой, а работы по обслуживанию самолетов передали в дочернюю компанию «А-Техникс». В итоге тогда в работе остались только сотрудники из оперативного обслуживания самолетов — те, кто работает на перронах. Работники ДТО оказались против и обратились в прокуратуру.
Простой сотрудников департамента технического обслуживания несколько раз продлевали. А теперь они получили уведомления о том, что либо работники увольняются, либо переходят на новые должности, правда, как выяснилось, уже не техниками. В предупреждении сказано, что должности техников исключили из штатного расписания компании.
Так, по словам одного из техников ПАО «Аэрофлот», некоторым из них предложили пойти санитаркой в медицинский центр с окладом 7 тысяч рублей, агентом по работе с пассажирами.
— Отдел кадров пытается это делать так, чтобы не было понимания, что это массовые сокращения. На самом деле достаточно много людей выводили в простой, но не всех. Вот, например, я летаю в командировки, потому что работать некому. Создается видимость, что человек может попасть в «А-Техникс», только если он не сократится, а напишет заявление об уходе, — отметил MSK1.RU один из сотрудников департамента технического обслуживания «Аэрофлота».
В редакцию MSK1.RU прислали документ, в котором среди предложенных вакансий указаны: авиатехник с окладом 23 300 рублей, диспетчер по организации пассажирских авиационных перевозок с окладом 17 000 рублей, а также санитарка в терапевтическое отделение с окладом 7750 рублей.
Как отметил MSK1.RU трудовой юрист Василий Плешков, перевод сотрудников в отдельно созданную под определенные задачи компанию частая практика:
— Если они исключили полностью из штатного расписания должности техников, то ничего другого предложить не могут, кроме тех должностей, что в этом штатном расписании есть. То, что им предлагают переводиться в дочернюю компанию, то на рынке это распространенная ситуация, когда создаются специальные компании, которые аккумулируют определенные услуги, — сказал MSK1.RU Плешков.
В этом случае, по словам трудового юриста, сотрудники могут согласиться на переход в новую компанию или на перевод в те должности, которые им предлагают на старом месте, либо уволиться по сокращению. Однако Плешков предостерегает, что у новой дочерней компании нет обязанности принимать этих работников.
— Если сотрудник скажет: «Увольняйте меня по сокращению, и я тогда переведусь», то в этом случае высока вероятность, что в новую компанию его не возьмут. Такой обязанности нет. Но у нас сейчас судебная практика достаточно лояльно относится к работникам. Вполне может быть так, что удастся кому-то доказать, что это незаконная схема. Но на мой взгляд, сделать это будет довольно проблематично, — заключил Плешков.
В «Аэрофлоте» сообщили, что всем сотрудникам ДТО сделали предложение по трудоустройству в «А-Техникс» на должности в соответствии с их профессиональными компетенциями. При этом в компании подтвердили, что для тех, кто не желает переходить в новое предприятие, предложили оставшиеся в штатном расписании «Аэрофлота» вакансии:
— В целях соблюдения требований трудового законодательства РФ работникам ДТО при сокращении их должностей ПАО «Аэрофлот» предлагаются все имеющиеся в компании вакансии, включая нижестоящие должности и нижеоплачиваемую работу, — отметили в ПАО «Аэрофлот».
Льготы и безопасность полетов
Конфликт между техниками департамента технического обслуживания и компанией «Аэрофлот» возник в 2022 году, когда работы по обслуживанию самолетов отдали компании «А-Техникс», дочерней ремонтной компании «Аэрофлота». Туда же должны были перевести и сотрудников ДТО.
Как рассказали в «Аэрофлоте», передача основного функционала и ресурсов для выполнения технического обслуживания и ремонта в «А-Техникс» «имеет значительный потенциал, как с точки зрения экономической эффективности, так и с позиции развития компетенций технического обслуживания, что особенно востребовано в текущих условиях санкционных ограничений».
Но сами работники оказались против перевода их в «А-Техникс» и обратились в прокуратуру из-за действий авиакомпании. Как рассказал MSK1.RU сотрудник подразделения, они опасаются, что качество обслуживания самолетов упадет: «У нас первым делом это безопасность полетов, у них — нормо-часы». Кроме этого, при переходе в «А-Техникс» сотрудники потеряют существенные льготы.
— Это билеты для семьи — раз в год можно летать бесплатно и в любое другое время по корпоративным билетам, медицинский центр. Эти льготы теряются, как и пенсия. Я должен проработать 20 лет на перроне + 5 лет в авиакомпании, и тогда появляется право на досрочную пенсию, — заявил работник технического департамента.
В прокуратуре тогда нарушений в действиях компании не нашли. Также в ведомстве отметили, что фактов, свидетельствующих о наличии угрозы безопасности полетов воздушных судов, не выявлено.
— Проведение организационных и штатных мероприятий авиакомпании является предметом их оперативно-хозяйственной деятельности, — отметили MSK1.RU в Московской межрегиональной транспортной прокуратуре.
В самом же «Аэрофлоте» отметили, что при переходе в «А-Техникс» условия работы сотрудников только улучшатся. Но при этом в компании не ответили, что делать персоналу, которому остался 1–2 года до досрочной пенсии.
— При участии «Аэрофлота» в «А-Техникс» проведен комплекс мероприятий по расширению социального пакета для работников (например, введены улучшенные возможности по ДМС). На сегодняшний день условия труда и социальных гарантий для коллектива «А-Техникс» не хуже, чем в головной компании. Фонд оплаты труда для специалистов ДТО, переходящих из «Аэрофлота» в «А-Техникс», на 10% выше. Для переводимых работников предусмотрена выплата 13-й зарплаты по итогам 2022 года. Принято решение о включении «А-Техникс» в программу льготных корпоративных авиабилетов «Аэрофлота» — ранее условия данной программы распространялись только на работников авиакомпаний Группы, — рассказали MSK1.RU в компании.
При этом источник MSK1.RU пожаловался на то, что из-за нехватки технического персонала увеличились и сроки обслуживания самолетов:
— Сейчас хреновая ситуация и в «А-Техникс», и в ДТО «Аэрофлота». На оперативном обслуживании — кто отправляет и встречает самолеты — не хватает технического персонала. Более того, самолеты летают, дефекты появляются, а бороться с ними нет ни инженеров, ни техников. Все уже работают на износ.
«В ДТО не хватает людей, дефекты не отрабатываются вовремя. В «А-Техникс» тоже — самолеты с технического обслуживания выходят не вовремя»
В «Аэрофлоте» с претензиями сотрудников не согласились и сообщили, что техническое обслуживание воздушных выполняются в строгом соответствии с регламентами и периодичностью, установленными производителем авиационной техники.
— Все необходимые работы по ТО выполняются строго в соответствии с требованиями руководящих документов, — рассказали MSK1.RU в пресс-службе компании.
Впрочем, как заверяет «Аэрофлот», проблем с техническим обслуживанием нет и в ее дочерней компании «А-Техникс». А вот заявления сотрудников они назвали предвзятыми:
— Подобные высказывания являются попыткой манипулирования редакцией и читателями, носят не профессиональный характер и не имеет ничего общего с действительностью, — ответили в предприятии.
В начале ноября 2022 года более 360 техников «Аэрофлота» отправили в простой. Также сотрудники пожаловались MSK1.RU, что их принуждали перейти в дочернюю компанию, отказываясь выдавать справки о брони.
Ранее MSK1.RU писал про отчет МАК о действиях пилотов и состоянии самолета, который изменил представление о происшествии в Подмосковье. Правительство же собралось потратить почти 4 миллиарда, чтобы импортозаместить авиадетали.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и группы во «ВКонтакте».