Транспортная система Москвы всё более приобретает электрический «уклон» — недавно мы сообщали о закупках новых низкопольных трамваев, и вот столица покупает аж 1200 новых электробусов. Первый контракт на 1000 единиц этого вида транспорта подписан с КАМАЗом, еще 200 машин будет поставлять группа ГАЗ. Куда столько электрической техники, где она будет работать, какой сейчас парк электробусов в столице — в нашем обзоре.
В марте о планах поставки 1200 электробусов объявил вице-мэр Москвы Максим Ликсутов, тогда же и прозвучала конкретика — техника будет отечественной, с минимальным количеством импортных комплектующих. Особо подчеркивалось, что это — «крупнейшая в Европе закупка экологичного наземного городского транспорта». И вот первый контракт заключен с КАМАЗом — на его долю придется 1000 единиц техники общей стоимостью 63,3 миллиарда рублей. Как позднее заявил Максим Лискутов, «машины придут в столицу в ближайшие два года, новые современные электробусы позволят повысить комфорт пассажиров и снизить нагрузку на окружающую среду».
Группа компаний КАМАЗ относится к структуре госкорпорации «Ростех». Входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. Среднесписочная численность персонала составляет 31 369 человек. Бизнес-планом на 2023 год предусмотрена выручка в размере более 300 миллиардов рублей, чистая прибыль — 5 миллиардов рублей.
И действительно, электротранспорт в Москве сейчас переживает эпоху расцвета, а старые добрые автобусы, скажем так, не особо в фаворе, хоть их и закупают. Всё это происходит в рамках концепции улучшения экологии в городе, снижения объемов выхлопов — а те же автобусы, работающие на дизеле, совсем не добавляют экологичности городским улицам.
По данным сервиса «Городской электротранспорт», сейчас в Москве числятся 1061 электробус, из них 1050 возят пассажиров. И все они появились буквально за пять лет, самые возрастные — это ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 выпуска 2018 года. При этом значительную часть парка составляют машины 2020–2022 годов выпуска. Очевидно, что ресурс их еще не исчерпан, до списания далеко, а значит, новая партия электробусов, увеличивающая парк сразу в два раза, будет замещать что-то другое. Например, те же автобусы, которым десять лет.
— В любом случае Москве нужно наконец добить 10-летние автобусы, а это большой срок для Москвы. Их даже капиталят до сих пор, перекрашивают. Это замена парка, конечно, в принципе это логичный этап, если мы говорим с точки зрения имиджа.
«Но электробус — это не об экономике, там всё дорого: от обслуживания до стоимости покупки техники»
Даже если мы говорим, что Москва закладывает средства в развитие отечественного машиностроения, это всё же политический шаг, — говорит транспортный аналитик общественной организации «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков.
Вернемся к нашему контракту, из которого следует, что один электробус будет стоить 63,3 миллиона рублей (это чуть меньше, чем 70 миллионов за новый низкопольный трамвай). Речь идет всё о той же модели КАМАЗ-6282, но с увеличенной емкостью батареи (запас хода — до 90 км), электрической климатической установкой и минимумом импортных комплектующих.
Как заявили в КАМАЗе, они будут поставлять «санкционно устойчивую комплектацию электробуса, что исключает потенциальные проблемы с техническим обслуживанием и отсутствием запчастей и расходных материалов». Ну а следующие 200 машин по еще не заключенному контракту — это модель ЛиАЗ-6274 Ликинского автобусного завода, входящего в группу ГАЗ.
Чтобы оценить масштабы «электрификации Москвы», вновь обратимся к регионам — сколько же там электробусов? К примеру, в Петербурге числится 12 машин, из которых 6 — действующие. Ближайший родственник электробуса — троллейбус — представлен тут в количестве 750 действующих единиц.
В Нижнем Новгороде в списке действующих два небольших электрических микроавтобуса. В других крупных городах страны, включая Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Казань, Ростов-на-Дону, электробусов вообще нет, там появляются только единичные экспериментальные экземпляры с целью испытаний.
Почитайте подробнее, как Москва избавляется от «слишком старых» трамваев и покупает новые.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».