Дороги и транспорт обзор Москва избавляется от «слишком старых» трамваев: на чём будем ездить в будущем

Москва избавляется от «слишком старых» трамваев: на чём будем ездить в будущем

Как развивается электротранспорт в столице и что досталось другим российским городам

Слева — польский вагон Pesa Fokstrot, справа — наш вагон «Львенок»

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в ближайшие три года столица получит еще 150 новых трамваев, причем исключительно отечественного производства. И пообещал, что уже в 2023 году окончательно уйдут в прошлое устаревшие высокопольные вагоны и останутся только комфортные низкопольные. Давайте узнаем, на чём будем ездить в будущем и какие трамваи бегают сейчас по столице, в том числе старые и редкие.

Сначала немного о терминах. Низкопольный трамвай — это, стало быть, трамвай с низким полом, всё просто. Современные шасси таких вагонов сконструированы так, что салонный пол находится на высоте всего в одну ступеньку, при посадке с приподнятой остановочной платформы вы вообще никуда не поднимаетесь, просто делаете шаг в салон, как в метро.

— Они удобны для всех, особенно для маломобильных и пожилых людей и, конечно, для пассажиров с детьми, — отметил удобство таких вагонов Собянин.

Старые же шасси не позволяли делать низкий пол, поэтому приходилось подниматься в салон по 2–3 ступенькам. Со временем такие трамваи почти вымылись из Москвы, но в регионах это по-прежнему основа трамвайного парка. В столице же среди действующих пассажирских вагонов чисто высокопольных трамваев уже нет, есть только с переменной высотой пола.

На чём ездят москвичи

По данным сервиса «Городской электротранспорт», в Москве на линиях бегают 540 вагонов, еще около 80 штук — действующие служебные и музейные. В списке пассажирских моделей всего 4 типа: «Витязь-М», «Львенок», Pesa Fokstrot и модель 71–623–02. Последнее цифровое сочетание — это изделие отечественного Усть-Катавского завода, низкий пол тут только в середине салона, а впереди и сзади — ступеньки. Вот эти вагоны, видимо, и пойдут под списание, тем более что выпущены они в 2012–2013 годах, что по московским меркам старовато.

Pesa Fokstrot — это трамвай польского производства, длинный, из нескольких секций, а пол тут полноценно низкий. Возраст этих вагонов в столице — 9 лет, они активно выводятся из эксплуатации: из 70 имеющихся штук продолжают работать только 23.

«Львенок» — это продукция Тверского вагоностроительного завода, свежая разработка от 2014 года. В Москву поставлено 40 таких вагонов 2021 года выпуска, работают они в Краснопресненском депо, обслуживают несколько маршрутов. Вагоны симпатичные, современные, с кондиционерами, камерами видеоконтроля, системами активной безопасности.

Вагон работает на линии

Ну и основа столичного парка — модель «Витязь-М», или по-другому «Витязь-Москва». Порядка 440 бегающих на линиях вагонов, годы их выпуска — 2017–2022. Вот, собственно, такие трамваи и будут пополнять московские депо — в своем телеграм-канале Сергей Собянин публикует их фото на улицах и в цехах сборки компании «ПК Транспортные системы».

«ПК Транспортные системы» — крупный разработчик и производитель городского электротранспорта. Работает с 2013 года, объединяет Тверской механический завод электротранспорта, Невский завод электрического транспорта и Энгельсский завод электрического транспорта. Выпускает 8 моделей и 11 модификаций низкопольных трамваев, 1 модель троллейбуса и 3 модели электробусов. На конец 2021 года выручка составила 10,5 млрд рублей, чистая прибыль — 56,5 млн рублей.

Вагоны на обслуживании

«Витязь-Москва» — это совсем свежая разработка 2016 года, первые вагоны начали поступать в столицу в 2017-м. Как сообщает «Официальный сайт Мэра Москвы», в «Витязях» установлены камеры видеонаблюдения, спутниковая навигация, USB-разъемы для зарядки, видеопанели для отображения маршрута следования трамвая. Вагоны ежедневно осматривают техники, проводится влажная уборка.

Стоимость такого вагона Собяниным не называется, свежих госзакупок на трамваи по линии Москвы пока нет, но исходя из самых последних госзакупок в других регионах, цена нового трамвая составляет порядка 70 миллионов рублей. Нетрудно посчитать, что на объявленные 150 трамваев столица потратит в ближайшее время порядка 10 миллиардов рублей.

Что досталось другим городам

Таким образом столица становится еще более контрастной на фоне остальных городов, где еще работают советские трамваи. В то время как в Москве под списание идут всего лишь 9-летние вагоны, причем хорошие, низкопольные, иностранного производства, в регионах трамваи трудятся десятилетиями.

В Новосибирске по-прежнему бегают еще советские, произведенные в СССР усть-катавские вагоны модели 71–605А, выпущенные в 1990 году, то есть им уже 33 года. Многократно латаные, перекрашенные на 10 слоев, гремящие и бренчащие.

Советский вагон 71–605А

В Барнауле вообще самые старые пассажирские трамваи выпущены в 1978 году, то есть им 45 лет. Правда, они там импортные (Tatra) и поддерживаются в относительно приличном состоянии.

Старая Tatra

В Челябинске трамваи как-то развиваются, есть вагоны 2021 года выпуска. Но до сих пор работают и усть-катавские вагоны 71–605А, выпущенные в 1979 году. Настоящая машина времени. И даже в Екатеринбурге, который вроде как лучше развивается среди регионов, имеются древние «Татры» 70-х годов выпуска и отечественная модель 71–402 в возрасте 20 лет и более.

Почитайте еще про самые старые московские поезда метро, трамваи и автобусы.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем